Помните,
писала про фильм "Звезда" и художника Ива Кляйна - какое-то время пыталась это осмыслить, написала еще
«Звезда» режиссера Анны Меликян («Марс», «Русалка») - такой предприимчиво мейнстримовый фильм о вечности и смерти; девушка работает на любой работе, чтобы усовершенствовать собственное тело (судя по непоставленным галочкам - предстоит еще многое) и оставить что-то после себя; ей встречается мальчик, мачеха которого обнаруживает у себя генетическое заболевание, от которого умирают спустя два месяца - их пути сходятся, сходятся, сталкиваются. Превращение одной в другую очевидно, пока одна возносится (делает уши, примеряет чужую шубу, играет роль в фильме), вторая наоборот - из особняка за высокими воротами, заселенного скульптурами Даши Намдакова, переселяется в обшарпанную квартиру - ну и так далее. В конце концов, точкой их единения становится акт искусства - об этом и пойдет разговор. Чтобы как-то заработать, они устраивают домашний перформанс, обмазывают свои голые тела краской и делают слепки на огромных листах бумаги. Это и определяет смысл фильма: после себя можно оставить буквальный след. Главная героиня переизобретает собственную физиологию - исправляет грудь, нос, кажется, ноги: доведенное до идеального тело, отпечатанное синими пятнами на листах, теперь способно выжить; именно тело определяет ее суть и перестает быть конечным.
Здесь интересен даже не способ самофиксации, а перформанс в контексте истории искусства - в середине двадцатого века французский художник Ив Кляйн создал «антропометрии» (в антропологии антропометрия - метод для измерения и сравнения размеров человеческих тел). Кляйн при помощи тел создавал картины - отпечатывал их на полотне. Первые появились в 1958 году: покрытая синей краской женщина оставляла отпечатки тела на расстеленной на полу бумаге. В 1960 году был зафиксирован перформанс «Антропометрии синего цвета», в котором художник только дистанционно управляет процессом, а полностью обнаженные женщины обмазываются краской, трутся об пол и прижимаются к установленной вертикально бумаге - все это под музыку, исполняемую на одной ноте. Женщины здесь - как следует из художественных традиций - главные героини, прекрасные, обнаженные, полностью воплощенные именно в теле. В совокупности было сделано множество таких отпечатков - своего рода измерение, подбитая черта под ними. Это невесомые фактически «души» - а как иначе, если все, что осталось от них это именно некая универсальная сущность, чистый красивый дух, имеющий форму человеческого тела. Синий здесь - попытка найти идеальный, «абсолютный» цвет, вдохновленный цветом неба с картин Джотто; художник много лет писал монохромные картины, в этой идеальности также попытка категоризировать и свести к одному.
Антропометрические аллегории «Звезды» разводят женщин на две стороны: пока одна проходит все стадии - отрицания, гнева, принятия, а потом в обратном порядке, и заканчивает там же, где начала, вторая - делает тоже самое, но - именно ее тени останутся в вечности. Для этого нужно предъявить справку о смерти: только так можно запечатлеть себя, смерть - обязательное условие для попадания в историю. В этом свете все, что показано в фильме - стремление зафиксироваться - теряет какой бы там ни было смысл: идеальное (пускай даже уши - грудь - губы - ноги) становится повторяемым: человек видит свет даже потухших звезд, но, в общем, в этом миллиардном многообразии никому нет дела до их жизни.