«Энциклопедия монашества»

Aug 25, 2015 20:42

Несколько лет назад, посмотрев художественный фильм «Дзен», в котором рассказывается об основателе буддийского монашества в Японии Догене, я поймал себя на том, что некоторые характеристики монашества, как оно было показано в фильме, мне импонируют. Тогда же у меня возникла мысль, а не пытался ли кто-либо провести общий сравнительный анализ всех монашеских традиций, в аспекте того, что их объединяет. Это было бы очень интересным исследованием, тем более, что сегодня, благодаря исследованиям многих специалистов по истории Ближнего Востока, мы знаем, что даже наше восточное византийское монашество испытало некоторое влияние других монашеских традиций, преимущественно мусульманских и индийских.

И вот, оказывается, такой проект былосуществлён в 2000 году американскими учёными из Чикагского (Мичиганского) университета и издано в виде двухтомной «Энциклопедии монашества» под редакцией Уильяма Джонстона: W. M. Johnston. Encyclodedia od Monasticism. 2 Vols. Chicago, 2000.

Концепция издания заключается в изложении полной истории монашеских традиций западного и восточного христианского монашества и буддийского монашества. Учитываются также научные традиции и школы, созданные в рамках монашеских течений. Недостаток в том, что полностью исключено исследование мусульманского монашества (хотя это вообще практически неизученная область).

Воодушевившись, я приступил к чтению статей, и быстро был разочарован. Сами статьи расчитаны на совершенно ничего не знающих людей, а Энциклопедия, как я понял, не преследует цели изучения взаимосвязей (что как раз является самым интересным), она довольно формально и бестоклово пытается представить совершенно разноплановые и даже противоречащие друг другу традиции как некое единое целое. Хотя никакого целого, кроме обобщающего названия, призванного каким-то образом заменить несоединимые куски совершенного разных явлений, и не просматривается. Такой вот практический ультрареализм.

Конечно же, я посмотрел статью о Григории Паламе. Её автор, Аристидис Пападакис (тот, который вместе с Мейендорфом писал «Историю Церкви»), ограничился лишь несколькими самыми общими сведениями, а о проблемах, поднятых в современных исследованиях о взаимоотношениях исихастской и мусульманской традиций (Риго и др.) даже не заикнулся. Очевидно, он о них и не слышал. Когда я увидел, что в конце в списке, рекомендуемом для чтения, стоит статья Х. Яннараса «The Distinction Between Essence and Energies and Its Importance for Theology» (SVTQ, 19, 1975), вопросов больше не было.

Ещё один интересный проект был реализован, но оказался фикцией.

библиография, монашество

Previous post Next post
Up