23-24 сентября в Лавре будет проходить Международная богословская научно-практическая конференция
«Монастыри и монашество: традиции и современность», организованная Синодальным отделом по монастырям и монашеству. Мой доклад на этой конференции, опубликованный сегодня в Журнале Московской Патриархии (Церковном вестнике).
О духовной и канонической ответственности рясофорных иноковВопрос о рясофорном иночестве волнует очень многих, поскольку напрямую касается не только канонического статуса рясофорных иноков, но так же их внутреннего самосознания и понимания своей идентичности. О том, какое место занимает степень рясофора в монашеской традиции, об акривии и икономии применительно к монашескому и рясофорному постригам доклад монаха Диодора (Ларионова), подготовленный к предстоящей богословской научно-практической конференции "Монастыри и монашество: традиции и современность".Доклад посвящён на первый взгляд довольно узкой теме - определению статуса рясофорного иночества. Однако, как показывает это небольшое исследование, вопрос о рясофоре является ключевым для понимания всех трёх степеней монашества (поэтому в статье другим двум степеням также уделяется достаточно места). Известно, что вопрос о рясофоре является одним из самых запутанных вопросов монашеского права (об который ломают копья канонисты ещё со времён Вальсамона). Различение между канонической и духовной ответственностью, которое легло в основание предложенной в статье интерпретации, позволяет гармонично связать между собой 1) канонические правила, 2) толкования авторитетных канонистов (Вальсамона и преп. Никодима), а также 3) литургические свидетельства (чинопоследования рясофора или близкие к нему чины просхимы). Надеюсь, это окажется полезным прежде всего для практиков, то есть игуменов и игумений наших монастырей.
Что же касается «Положения о монастырях и монашестве», то, как мне недавно удалось выяснить, его уже почти подготовили (следовательно, конференция, как и ожидалось, станет очередной тусовкой и болтологией). Но для меня как-то без разницы какой вариант «Положения» примут. Дело в том, что при нынешнем состоянии канонического права и вообще монашеского (и шире - церковного) сознания, положение просто не может быть удовлетворительным. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ это будет филькина грамота. Я уже много раз писал, что для того, чтобы у нас появилось «Положение», адекватное церковному преданию, нужны десятилетия труда и сотни исследований... Так что как конференция, так и «Положение о монашестве» в данном случае - лишь повод начать долгожданную дискуссию по насущным вопросам монашества, не больше.
P.S. Да, и меня можно поздравить с дебютом в ЖМП!