На Богослове.Ru
ведется обсуждение очередного важного проекта Положения о Святом Причащении. Мои пять копеек.
Документ по своему содержанию не плохой, но совершенно не годится в качестве канонического руководства. Подобные тексты должны быть оформлены строго в соответствии с канонической традицией Церкви, что подразумевает научную публикацию. Дело в том, что каноническое право уже несколько веков является научной дисциплиной, а данный документ оперирует каноническими понятиями и подражает стилистике канонических определений на таком низком уровне, что создаётся впечатление розыгрыша (правильно ниже было замечено, что текст проекта Положения напоминает церковную брошюрку).
Ввиду того, что русская каноническая наука находится в самом плачевном состоянии, предлагаю, во-первых, хотя бы не стесняться брать в пример уже существующие образцы Положений по тем или иным вопросам как в других Поместных Православных Церквах, так и в католических statuta и фундаментальных канонических исследованиях. Statuta - это канонические Положения по разным вопросам (Ватикан издал целую серию подобных statuta), которые были составлены для нужд униатских епархий лучшими канонистами РКЦ. Эти Положения написаны полностью на основании восточно-православного канонического права, с учетом всех местных ответвлений и традиций. Это глубокие и важные исследования, которые практически стали энциклопедическими справочниками, поэтому они обязательно должны привлекаться для работы и нашими комиссиями (естественно, написаны они по-латыни). Я уже упоминал в свое время работу Плацидия Де Меестера по монашескому праву. Есть своды по источникам русского канонического права и т.п. В серии Codificazione canonica orientale. Fonti Конгрегацией по делам Восточных Церквей было издано около 40 томов (к сожалению, мне не попадалось еще полного списка этих уникальных изданий, надо искать в европейских библиотеках). Думаю, среди изданий должно быть и Положение о Причащении.
Во-вторых, издание такого типа обязательно должно предварять библиографическое описание, желательно полная аннотированная библиография вопроса. Иначе просто Положение не будет научно компетентным документом.
В-третьих, должно следовать аналитическое обобщение канонических источников, учитывающее различные ветви более поздних традиций и практик.
В-четвертых, должны быть даны канонически безупречные определения основных терминов Положения.
В-пятых, титулы положения должны сопровождаться, как говорили до революции, "оправдательными текстами", то есть текстами, подтверждающими ВСЕ изложенные в основном тексте Положения краткие формулировки и определения. Эти тексты должны печататься в приложении.
И только после этого можно переходить к постановлениям, выводам и рекомендациям. В данном же документе НИЧЕГО этого сделано не было.
Помимо этих общих замечаний следует сказать о некоторых частных вопросах.
1. Пост в субботу и воскресенье, запрещенный 64 апостольским правилом, означает полное воздержание от пищи. В канонических текстах и типиконах пост означает полное голодание, либо сухоядение до 9-го часа (так это объясняет прп. Никодим в Пидалионе, с. 76-77, изд. 1886 г.). В греческом языке слово "разрешение" выражается двумя понятиями, имеющими различное значение: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частичное разрешение) означает разрешение на вкушение постной пищи до 9-го часа. Разрешение на вино и елей (постное масло) также входит в понятие частичного разрешения поста. Κατάλυσις же означает полное разрешение (отмену) поста то есть разрешение на сыр, молоко и яйца для монахов и мясо для мирян. По объяснению преп. Никодима, 64-е Апостольское правило запрещает полный пост, но не требует полного разрешения поста. Иначе православные христиане согрешали бы против 64-го правила во все многодневные посты, когда как раз происходит только частичное разрешение поста (как известно, субботние и воскресные дни не входят в число дней святой четырядесятницы, т.е. Великого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частичное, а не полное разрешение Поста). В субботу дается разрешение на вино и елей - отсюда следует, что частичным разрешением поста (λύσις) правило не нарушается, но и полного разрешения поста (κατάλυσις) также не допускается перед причастием (по образцу субботних и воскресных дней Великого Поста).
2. Мнение, будто в греческих Церквах верующие не исповедаются перед причастием, является неверным. Там существует регулярная исповедь у всех, кто ведёт церковную жизнь. Просто для исповеди определен духовник (а не любой священник), который ставится архиереем. И для исповеди выделяется время вне литургии - поэтому исповедь возможна за день-два до причастия, и не обязательна именно в тот самый день или накануне вечером, как принято у нас. Благочестие от этого не страдает.
3. О частом причащении. В греческой практике (по словам одного опытного греческого духовника, с которым я обсуждал данные вопросы) частое причащение, совершаемое чаще раза в неделю, не требует более частой исповеди, чем раз в неделю. Также оно не требует специального говения. Говеть необходимо только редко причащающимся: чем дольше срок между причащением, тем дольше необходимо говеть.
4. О женской нечистоте. Это непреложное правило, которое описывает состояние человеческой природы (в её различии на мужской и женский род). Церковь (как Ветхая, так и Новая) запрещала причащаться людям, испытывающим естественные физиологические выделения, связанные с органами деторождения. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Для женщин определен более долгий срок, потому что и выделения у них более продолжительные. Женщина не теряет АБСОЛЮТНО НИЧЕГО в духовном плане, если подождёт несколько дней, пока кровотечение прекратится естественным путем. Послушание этому правилу - признак целомудрия и смирения женщины. Ведь даже Божия Матерь проходила очищение после родов (хотя и не нуждалась в этом): уже ради подражания Ей следует соблюдать эту непреложную норму.