Возвращаясь к универсалиям: Иоанн Итал

Jun 13, 2012 15:05

Стало понятно, что статья Л. Бенакиса «Проблема общих понятий и концептуальный реализм византийцев» очень плохо прочитана учёными (в частности, К. Иеродиакону), а нашими вообще можно сказать не читана целиком ни разу. А между тем, там очень много полезных вещей. Особую трудность представляет понимание довольно пространных цитат, которые, к тому же ( Read more... )

византийская философия, универсалии

Leave a comment

illusoryshadow June 13 2012, 13:08:52 UTC
А что там подозрительного?
"После этого кàк признать здравомыслящими тех, которые, допуская, что из одного ребрá соделался человек, не верят, что он же самый может быть воссоздан из всецелого вещества человека?" (с)

Вот, по-моему, то же и более подробно:
"
Мгновение же ока есть сомкнутие век, и ничто не может быть быстрее этого; стараясь понять это по-человечески, по мере твоей силы, ты не можешь представить в душé своей, сколько нужно было бы измерений врéмени, чтобы, во-первых, сгнившие и обратившиеся в землю кóсти составить и сделать по-прежнему твердыми и гладкими, а соединенные из раздробленных опять привести в стройный порядок и естественную связь. Затем обрати внимание на обложение их плотию, на протяжение мускульных связок, жил и артерий, тонких каналов, распространяющихся под кожею, на несказанное и бесчисленное множество душ, исходящих из некоторых тайных обиталищ; каждая из них узнаёт свое тело, как свою отличную от других одежду, и снова быстро вселяется в него, имея способность безошибочно различать при таком множестве однородных душ.
....
Особенно дает оружие противоречащим нам и способствует их неверию вот чтò. Они полагают, будто телá подвергаются совершенному исчезновению. Но это не так. Ибо тело не исчезает окончательно, но разрешается на части, из которых сложено, и эти части существуют в воде и воздухе, в земле и огне. Поскольку первообразные стихии всегда пребывают и в них возвращается после разрешения то, чтò от них заимствовано, то в этих стихиях совершенно остаются целыми и части тéла. Если же Богу весьма легко создавать из не сущего, то производить из начáл существующих, конечно, гораздо легче и удобнее.
"
(На Святую Пасху)

Вроде, здесь прямо говорится о том же самом веществе, а не как у Итала, о первом попавшемся. Нет?

Reply

danuvius June 13 2012, 13:39:05 UTC
Я про другое. У Г. Н. само тело спасается с помощью эйдоса, к-й и руководит после воскресения воссоединением с материей.

Reply

illusoryshadow June 13 2012, 13:46:40 UTC
На эту тему я ничего не знаю.
По такому конспективному изложению я даже не понял, о чем речь.

Reply

danuvius June 13 2012, 13:49:10 UTC
Ну так читайте Г. Н. :)
Я про это еще в 1989 г. писал :) : О некоторых философско-богословских источниках гипотезы отца П. Флоренского о существовании пневматосферы // П. А. Флоренский: Философия, наука, техника. Л., 1989. С. 32-33

Reply


Leave a comment

Up