Возвращаясь к универсалиям: Иоанн Итал

Jun 13, 2012 15:05

Стало понятно, что статья Л. Бенакиса «Проблема общих понятий и концептуальный реализм византийцев» очень плохо прочитана учёными (в частности, К. Иеродиакону), а нашими вообще можно сказать не читана целиком ни разу. А между тем, там очень много полезных вещей. Особую трудность представляет понимание довольно пространных цитат, которые, к тому же ( Read more... )

византийская философия, универсалии

Leave a comment

illusoryshadow June 13 2012, 12:36:12 UTC
\на самом деле он не выходил за рамки общепринятого для византийских философов образа мысли.\

А говорят, что Иоанн Итал написал следующий текст:
"Если любая телесная вещь состоит из материи и формы, то одно из них первенствует, а другое уступает: первенствует форма, уступает же материя (ибо каждая вещь отличается от всех других по своей форме); ведь очевидно, что вещь есть то, что отличает ее от всех других... [Поскольку] материя - это не-сущее, а форма - сущее, то человек на самом деле есть форма, и форма есть то, что пребывает в нас с самого зарождения и до полного распада неизменным и устойчивым, в то время как материя в нас не остается прежней... Коль скоро форма пребывает той же самой и пребудет и тогда, а к тому же окажется и какая-нибудь материя, готовая воспринять эту форму, очевидно, что форма не станет другой из-за смены материи... Итак, наши тела воскреснут, и нет никакой помехи этому, коль скоро налична не замкнутая в их пределах материя"

Мне кажется, что тут есть что-то подозрительное. По существу, мне кажется, здесь вполне подходит возражение св. Мефодия:
"Это мы говорим, чтобы сделать уступку Оригену, который утверждает, будто самый вид, отделяемый от тела после смерти, дается душе, что всего невозможнее, так как вид при изменениях разрушается прежде плоти, подобно тому, как вид расплавливаемой статуи - прежде разрушения целого ее состава. Качество не может отделяться от вещества так, чтобы существовать самому по себе; и от расплавливаемой статуи бывший в меди вид отделяется исчезая, но не получая существования сам по себе." etc.
http://www.pagez.ru/lsn/0436_3.php

Reply

danuvius June 13 2012, 12:53:03 UTC
А Григория Нисского тоже заподозрите? :)

Reply

illusoryshadow June 13 2012, 13:08:52 UTC
А что там подозрительного?
"После этого кàк признать здравомыслящими тех, которые, допуская, что из одного ребрá соделался человек, не верят, что он же самый может быть воссоздан из всецелого вещества человека?" (с)

Вот, по-моему, то же и более подробно:
"
Мгновение же ока есть сомкнутие век, и ничто не может быть быстрее этого; стараясь понять это по-человечески, по мере твоей силы, ты не можешь представить в душé своей, сколько нужно было бы измерений врéмени, чтобы, во-первых, сгнившие и обратившиеся в землю кóсти составить и сделать по-прежнему твердыми и гладкими, а соединенные из раздробленных опять привести в стройный порядок и естественную связь. Затем обрати внимание на обложение их плотию, на протяжение мускульных связок, жил и артерий, тонких каналов, распространяющихся под кожею, на несказанное и бесчисленное множество душ, исходящих из некоторых тайных обиталищ; каждая из них узнаёт свое тело, как свою отличную от других одежду, и снова быстро вселяется в него, имея способность безошибочно различать при таком множестве однородных душ.
....
Особенно дает оружие противоречащим нам и способствует их неверию вот чтò. Они полагают, будто телá подвергаются совершенному исчезновению. Но это не так. Ибо тело не исчезает окончательно, но разрешается на части, из которых сложено, и эти части существуют в воде и воздухе, в земле и огне. Поскольку первообразные стихии всегда пребывают и в них возвращается после разрешения то, чтò от них заимствовано, то в этих стихиях совершенно остаются целыми и части тéла. Если же Богу весьма легко создавать из не сущего, то производить из начáл существующих, конечно, гораздо легче и удобнее.
"
(На Святую Пасху)

Вроде, здесь прямо говорится о том же самом веществе, а не как у Итала, о первом попавшемся. Нет?

Reply

danuvius June 13 2012, 13:39:05 UTC
Я про другое. У Г. Н. само тело спасается с помощью эйдоса, к-й и руководит после воскресения воссоединением с материей.

Reply

illusoryshadow June 13 2012, 13:46:40 UTC
На эту тему я ничего не знаю.
По такому конспективному изложению я даже не понял, о чем речь.

Reply

danuvius June 13 2012, 13:49:10 UTC
Ну так читайте Г. Н. :)
Я про это еще в 1989 г. писал :) : О некоторых философско-богословских источниках гипотезы отца П. Флоренского о существовании пневматосферы // П. А. Флоренский: Философия, наука, техника. Л., 1989. С. 32-33

Reply

mondios June 13 2012, 18:20:19 UTC
+++А говорят, что Иоанн Итал написал следующий текст+++

Так "говорят" или действительно написал ;)

+++Мне кажется, что тут есть что-то подозрительное.+++

:)

Reply

illusoryshadow June 13 2012, 19:00:44 UTC
\Так "говорят" или действительно написал ;)\
В статье Т.А. Щукина "Эсхатология Иоанна Итала" (Вестник РХГА 2010, т.11 вып.4) этот текст приведен как перевод фрагмента трактата Иоанна Итала.

Reply


Leave a comment

Up