Давно думал над тем, что же такое византийская философия. Вопрос не праздный, потому что определение этого понятия занимает умы ученых уже полтора века как минимум. А тут вышла книга по этой теме на русском языке. Раскрыв ее, я философии в ней не нашел. В связи с этим у меня возникла некоторая дискуссия с автором. В принципе, мне не важно было переубедить его (это, наверное, невозможно в силу многих причин). Но интересно было самому сформулировать вещи простые, но неочевидные.
О том, что такое философия, говорят сами византийские авторы. Они употребляют понятия "философский", "философия", "философствовать". Чтобы знать, какое содержание вкладывалось в эти термины византийцами, достаточно посмотреть их употребление у св. Григория Богослова, потому что его употребление оказало определяющее влияние на всю последующую традицию. Чаще всего Григорий употребляет эти понятия в смысле практической философии (это с точки зрения античных греков, соответствует первому делению философии). То есть для него философия - это собственно монашеская жизнь. Жить по-философски, значит, уединиться и посвятить свое время аскетическим подвигам. Также у Григория (в Первом Слове о богословии) встречается выражение "философствовать о догматах". Но оно употреблено в отрицательном смысле (он обличает тех, кто дерзает заниматься догматами как наукой). В положительном смысле (относительно догматов) он употребляет слова "богословствовать", "богословие". В теоретическом плане Григорий считает, что философия нужна в минимальном смысле, чтобы выражаться на языке окружающей культуры: об этом более подробно говорит св Василий Великий, определяя, каковы наши возможности в использовании мыслительных образов - ἐπίνοιαι. С точки зрения Григория и Василия, кстати тоже) эллинская теоретическая философия ведет к общим представлениям о том, что Бог есть, но каков Он - она не говорит. Об этом говорит Откровение Святого Духа. Узрение этого и выражение (в славословии, наставлении, экзегезе) и есть дело богословия.
Понимание философии святым Григорием полностью соответствовало античному пониманию философии, а также тому пониманию, которое передавалось в качестве непрерывной традиции в византийских школах (=университетах). Это понимание включало в себя две области: теоретическую философию и практическую философию. Первая определялась ка познание вещей божественных и человеческих, как познание сущего как такового, а также как наука наук и искусство искусств; вторая часть определялась как забота о смерти и уподобление Богу в меру человеческих возможностей. Эти определения объясняют, почему философией называли как астрономию с геометрией, так и монашескую жизнь, как управление государством, так и заботу о домашнем хозяйстве. Все эти значения можно без труда найти в текстах византийских авторов.
О том, как византийцы понимали философию, можно узнать из содержания тех сочинений, которые были ими посвящены философии. Даже из названий это очевидно. Приведу по крайней мере один пример. Георгий Пахимер написал сочинение под названием "Философия". Это сочинение включало в себя 12 книг, в которых автор попытался охватить все науки, входящие в философию (согласно разделению философии, разработанному александрийскими платониками): это и математика (куда входят геометрия, арифметика и музыка), и физика, и конечно же, богословие. Кстати, богословие Пахимер излагал по Григорию Богослову и Дионисию Ареопагиту. По поводу последнего он замечает, что сам он - не переводчик и не толкователь Дионисия, а лишь слушатель вдохновенного голоса. Он верит, что читая сочинения Дионисия, человек мало-помалу вникает в действительный смысл текста, начинает слышать "небесные трубы" и, в конце концов, соединяется с совершенным знанием.
Михаил Пселл так определяет философию: «Философия вобрала в себя сущность всех наук, она - синтез их всех». С его точки зрения, философия открывает человеку порядок, которому следует природа под управлением божественной энергии. Вот как сами византийцы понимали философию.
Ну и последнее. Я совершенно согласен, что философия в Византии отождествлялась с богословием (с учетом вышеназванных ограничений). Но нельзя забывать, что такое отождествление было характерно как для христиан в Византии, так и для язычников еще в античную эпоху. Т.е. это не является неким нововведением византийцев: они и тут следовали античным представлениям о философии. Последние греческие философы были заняты чуть ли не исключительно богословием, соблюдая при этом с крайним благочестием все языческие обряды и таинства. Однако когда мы пишем об античной философии, мы ведь не описываем исключительно теургию и таинства философов, но излагаем и их логику, гносеологию, онтологию, этику, политические учения, даже основы их научных представлений (хотя более подробно этому посвящены отдельные работы, которые, кстати, называются уже работами не по философии древних греков, а по науке древних греков, т.е. в соответствии с той частью философии, которой посвящены эти работы).
Вообще, у меня когда-то была мысль перевести "Византийскую философию" Татакиса. Это замечательная книга. Бенакис (современный корифей в области истории византийской философии) считает, что она до сих пор не утратила своей актуальности. Ни один из ученых еще не дерзает "переписать" Татакиса. Но есть надежда, что скоро начнут появляться серьезные обобщающие труды по истории византийской философии. Этому способствует активное издание философских текстов Афинской Академией Наук. Также английский ученый Сарабж возглавляет серию переводов (с научными комментариями) позднеантичных и византийских комментаторов Аристотеля. Только сейчас ученые начинают осознавать всю важность этих текстов (которые раньше считались чем-то незаслуживающим внимания).
Византия жила в непрерывной традиции научного (=философского) образования, доставшемся ей в наследие от античности. Она впитала и творчески переработала эту традицию во всех сферах знания. Византийцы пытались включить в свое поле зрения все научные и философские достижения современного им мира. Они активно изучали индийскую математику, персидскую астрономию, усваивали сиро-армянские достижения в медицине. Но самым важным для византийцев бло сохранение своей собственной (эллинистической) традиции. Византийцы почитали для себя честью сохранять эту традицию, черпать из нее ресурсы для своей жизненной организации и для практических целей. На основе этой традиции византийцы имели исключительные достижения в механике, а их учебники по математике были самобытными. Византия продолжала дело эллинистической эпохи. Ученые старались понять и объяснить греческую науку, вносили свои замечания, дополнения, разрабатывали новые теории. Создателем этой официальной науки мы можем назвать Иоанна Филопона, влияние которого снова становится решающим в 14 в. (усилиями Федора Метохита).
Но здесь следует сделать очень важное замечание: изучение наук для византийцев не было самодовлеющей целью. Все это изучалось и рассматривалось ими в перспективе философии, более того - как часть философии. Именно благодаря этому образованный византиец не довольствовался энциклопедическими познаниями (13 век - век энциклопедистов), но всегда восходил к общим понятиям (к философии). Этот путь хорошо описал Михаил Пселл. Цель предмета философии, с его точки зрения, состояла в том, чтобы посредством аристотелевой логики и физики заложить в учениках основу философского мышления и дать им толчок к изучению теоретических проблем. Теоретическая философия (в смысле физики и математики) была пропедевтикой к метафизике, а материал для последней предоставлял уже не Аристотель, а Плотин, Прокл и Платон. Согласно Пселлу, высшей степенью духовной деятельности человека должна быть первая философия, т.е. метафизика и богословие. Труды П. обнаруживают в нем стремление к синтезу и к основанной на иерархическом принципе систематизации, посредством которой он, следуя неоплатоникам, подходит к совокупности человеческих знаний. С его точки зрения, каждое знание (наука) должно найти свое место в пути, которое совершает мышление, направляясь к первой философии.
PS. Интеллектуальная жизнь Византии была такой богатой и напряженной, что вся философская и "научная" жизнь средневекового Запада выглядит по сравнению с ней детскими забавами. Завистливые западные короли жадно усваивали крохи, падавшие со стола византийцев. Мария Аргиропула, византийская принцесса, выйдя замуж за венецианского дожа, научила Запад есть вилками. О чем еще можно говорить? Эпоха Возрождения на Западе - это на самом деле эмиграция византийских учителей и интеллектуалов на Запад. И т.д. и т.п.
Возможно, в скором времени интеллектуальное наследие Византии все жо найдет своего историка. Кстати, недавно вышла замечательная книга Вальденберга «История Византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства». Это уникальная книга - думаю, ни на одном языке нет обобщающего исследования по истории византийской политической философии. Так что нам тоже есть чем похвалиться в этой области.