Фома Аквинский sub specie palamitica (3)

Feb 19, 2011 17:19

Продолжение [предыдущие записи см.: здесь (1) и здесь (2)].

2.6. Сущность и бытие. Фома изложил концепцию, согласно которой различие сущности и бытия наблюдается в творениях, тогда как в Боге сущность и бытие совпадают (in deo non est aliud essentia vel quidditas quam suum esse). Бытие здесь рассматривается как актуальность сущего, при этом Бог ( Read more... )

Геннадий Схоларий, византийская философия, Восток и Запад, Григорий Палама, богословие, Фома Аквинат

Leave a comment

mondios February 19 2011, 21:33:57 UTC
Если бы Вы посмотрели по ссылкам, то увидели бы, что Каллист использует тексты самого Фомы, который говорит, что как умопостигаемый вид, так и воспринимающая его мысль (λογικότης, νοῦς) акцидентальны. Каллист приводит эти тезисы Фомы и указывает на содержащийся в них паралогизм. (У меня тут все это говорится сжато и обобщенно).

Фому, конечно, стоит рассмтотреть. Я просто так и не понял, почему Вы считаете, что нельзя сделать вывод о том, что, согласно Фоме, в человеке мышление и воля акцидентальны? Куда их отнести, если, по Фоме, нет ничего, кроме сущности и акциденций, при этом учитывая точку зрения Фомы, согласно которой энергии суть определенного рода реальности (наблюдаемые in quid)? Их можно рассматривать в качестве свойств сущего (как Фома делает в Сумме теологии относительно божественных атрибутов), т.е. перейти на язык трансценденталий, описывающих атрибуты сущего, но Фома этого почему-то не делает. Тут и возникает разница интерпретаций: Схоларий считает, что Фома это подразумевает, а Каллист - что Фома противоречит сам себе. Мне вот и интересно, на чем основано Ваше рассуждение (хотя бы исходя из контекста записи).

Reply

birr February 19 2011, 21:46:03 UTC
ну так если мысль акцедентальна, это не значит, что акцидентально мышление.

Вы были бы правы, если бы Фома отказался от расхожего аристотелевского определения человека как живого разумного существа. Но Вы же сами говорите, что Фома от него не отказывался. Вот я и не понимаю, что позволяет Вам утверждать несмотря на это, что мышление, согласно Фоме, есть акциденция, когда даже в мысли Каллиста, которую Вы привели выше, об этом не говорится, но говорится о мысли как акциденции.
Почему мышление, по Вашему, не может входить в сущность человека, согласно Фоме?

Reply

mondios February 20 2011, 06:14:36 UTC
На русском не значит, а на латыни (ratio) и греческом (νοῦς, λογικότης) может значить вполне. Разве в словах дело?

Вот как раз в том, что Фома не отказывался, и состоит видимое противоречие, которое требует объяснения.

Согласно Фоме, если я правильно понимаю, мышление (и шире - разумность) входит в определение сущности через род (причем, сущность называется тогда субстанцией), а если говорить о сущности как "этовости" (эссенции), то мышление есть нечто, различаемое мыслью в этой этовости. Трудность в том, что поскольку Фома реалист, то мысленное различение для него имеет реальную основу в вещи, но в логике он не разработал надлежащей дефиниции (по Схоларию, это сделал Дунс Скотт, введя понятие формального различия).

Да, и насчет Каллиста. Я пока не вполне уверен в том, что он правильно понял Фому. Просто упоминаю это как один из вариантов интерпретации.

Reply

birr February 20 2011, 12:17:35 UTC
какая разница на каком языке? мысль и мышление вне зависимости от языка - различные вещи по своему содержанию, если только носители этого языка их различают, но греки и латиняне, очевидно, различали их.

*если говорить о сущности как "этовости" (эссенции), то мышление есть нечто, различаемое мыслью в этой этовости. Трудность в том, что поскольку Фома реалист, то мысленное различение для него имеет реальную основу в вещи, но в логике он не разработал надлежащей дефиниции
-----
вот это вот я не понимаю. если Фома говорит, что в "этовость" человека входят жизнь и разумность, и он различает их в реальности, то почему из этого следует, что разумность становится акциденцией?

Reply

mondios February 20 2011, 19:23:30 UTC
+++но греки и латиняне, очевидно, различали их.+++

Боже мой, Дмитрий, Вы создаете проблему на пустом месте. Все дело в том, то слова "мысль" и "мышление" употребил не кто иной как я при переводе одного и того же слова на русский язык. Чтобы Вам было проще, читайте по-русски вместо "мысль" - "мышление". То есть так: "как умопостигаемый вид, так и воспринимающее его мышление...".

+++вот это вот я не понимаю. если Фома говорит, что в "этовость" человека входят жизнь и разумность, и он различает их в реальности, то почему из этого следует, что разумность становится акциденцией?+++

Потому что они реально отличны от сущности, а не мысленно. Все же, что реально отлично от сущности, очевидно не есть сущность. Ибо если бы в человеке воля, мышление и бытие были бы тождественны сущности, то он, согласно учению Фомы, был бы Богом (поскольку, по Фоме, отличие Бога от твоарного бытия в этом и состоит).

Reply

birr February 21 2011, 10:14:39 UTC
а зачем вместо "мысли" читать "мышление"? может быть, там имеется в виду именно мысль?

так где Фома говорит, что мышление отлично от сущности? Вы пока указали только на то, что Фома в этовости различает в реальности мышление. но это ведь не одно и то же с тем, чтобы отличать мышление от сущности.

Reply

mondios March 2 2011, 06:34:03 UTC
+++а зачем вместо "мысли" читать "мышление"? может быть, там имеется в виду именно мысль?+++

Эти термины обретают значение только в контексте. Но в любом случае, τὸ νοεῖν (субстантивированное "мыслить") - это мышление, то бишь энергия (из CT 329).

+++так где Фома говорит, что мышление отлично от сущности?+++

Здесь, как минимум, два момента, на которых останавливается Каллист:

1) Фома противопоставляет Мудрость в Боге, которая тождественна сущности, человеческой мудрости, которую он называет акциденциальной (SG I, 47);

2) аналогия, которую строит Фома: "мышление так относится к уму, как бытие к сущности" (SG I, 46).

Reply

illusoryshadow February 21 2011, 09:13:35 UTC
Насколько я понял, Фома считает интеллект, осуществляющий мышление, "началом существования, но не сущим, а которое ему присуще", т.е., такой потенцией, благодаря которой душа, будучи актом тела, может существовать и отдельно от него.Т.е., интеллект действительно является, видимо, "акциденцией" (во всяком случае, "подобное суждение можно сделать"), но акциденцией, отвечающей за существование души.
Честное слово, так и написано: "Сам не существует, но существуют благодаря ему".
http://lib.meta.ua/book/3896/
Следовательно, он полагает, что интеллект - это потенция (potentia) души, которая есть акт тела.<...> Таким образом, форма человека есть в материи и отделена [от нее]: в материи она находится согласно бытию, которое она дает телу, таким
образом она есть предел порождения; отделена же она в соответствии со способностью, свойственной человеку, а именно - [способностью] мышления (intellectus). Поэтому вполне возможно, чтобы некая форма была в материи, а ее способность была бы - отделенной, как это показано на примере интеллекта.<...>Но формы, у которых нет никакой деятельности без сообщаемости со своей материей, сами не действуют, но есть состав, который действует посредством формы; следовательно, такого рода формы, собственно говоря, не существуют, но нечто существует [благодаря] им. Как в действительности не жара делает теплым, но - тепло, таким же образом, собственно говоря, не жара есть, а тепло, благодаря жаре; поэтому Аристотель говорит в [книге] 11-ой "Метафизики", что об акциденциях неистинно сказать, что они есть сущее, но скорее, что они ему присущи. И подобное же суждение можно сделать и о субстанциальных формах, которые не имеют никакого действования без сообщаемости с материей, исключая то, что подобного рода формы субстанциально есть начало существования (essendi).
Таким образом, форма, обладающая действованием, благодаря некоторым своим возможностям (potentia) или способностям, без сообщаемости со своей материей, сама есть то, что обладает существованием, а не существует посредством существования чего-то составного, как другие формы, но скорее составное существует благодаря ее бытию.

Reply

birr February 21 2011, 10:21:21 UTC
так все-таки из каких конкретно слов Фомы следует, что мышление это акциденция?

Reply

illusoryshadow February 21 2011, 11:08:35 UTC
\о об акциденциях неистинно сказать, что они есть сущее, но скорее, что они ему присущи. И подобное же суждение можно сделать и о субстанциальных формах, которые не имеют никакого действования без сообщаемости с материей\
Т.е., по Фоме, верно утверждение, что "интеллект не есть сущее, но присущее сущему". Это вполне достаточно для критики Агелликуда, независимо от того, называть это акциденцией или не называть.

Reply

birr February 21 2011, 11:10:58 UTC
ну так речь же идет про сущее, а не про сущность

Reply

illusoryshadow February 21 2011, 15:29:36 UTC
Согласен. Потому и не акциденция. Мне Аноним подсказал фразу Фомы, так что действительно не акциденция: "Cum igitur dicimus socratem aut Platonem intelligere, manifestum est quod non attribuitur ei per accidens, attribuitur enim ei inquantum est homo, quod essentialiter praedicatur de ipso." (ST, PP, 76, 1).
Но мне казалось, что для аргументации Каллиста это не важно.

Reply

mondios March 2 2011, 06:32:34 UTC
Это немножко не в тему. Дело не в том, чтобы выяснить, учит ли Фома о том, что мышление и другие энергии акциденциальны: это считает абсурдом и Каллист, и в моей заметке говорится, что это нелепость, думаю, что и Фома не развивал такого учения. В чем же проблема? Проблема в том, что Фома, сказав, что в Боге энергия (бытие, мудрость, жизнь, мышление, воля) тождественна сущности, а в человеке они различаются, не продолжил свою мысль и оставил вопрос открытым. Более того, относительно Бога Фома использовал язык транценденталий (говоря о свойствах сущего, в котором как раз и различаются эти атрибуты), но 1) почему-то не описал это как должно, а вместо этого перешел на язык категорий, заявив о тождестве сущности и энергий; что касается человеческого бытия, то здесь Фома вообще не упоминает (насколько мне известно) трансценденталий (а Каллист говорит именно на этом языке, потому он и более последователен), а опять же ограничивается исключительно категориями. С этой точки зрения приведенная вами фраза ступает в противоречие с другими его утверждениями (о том, что мудрость акциденциальна или что мышление относится к уму так же, как бытие к сущности, а бытие и сущность, по Фоме, реально различны), из чего есть два выхода - обличительный (Каллиста) и гермеревтический (Схолария). Вот этой-то проблеме и посвящена запись.

Reply


Leave a comment

Up