А я почему-то не люблю слово "церковность"... Может быть, потому, что оно подразумевает маленькую букву "ц".:) Если с большой - "Церковность" - взгляд и ум будут неизбежно спотыкаться. И это понятно: церковность предполагает обитание чего(кого)-либо внутри определённых границ, вполне благообразных и красивых, - ну... как решетка Летнего сада.:) А Церковь - не садик... И еще уверена, что воцерковлённым может быть человек, - но не творчество... А про "чадо прелюбодеяния", - уж как-то совсем, не хочется произносить это слово, - мракобесно...
+++церковность предполагает обитание чего(кого)-либо внутри определённых границ, вполне благообразных и красивых, - ну... как решетка Летнего сада.:) +++
А обитать внутри границ Церкви - это разве не лучшее, что может быть дано человеку? Насчет красивости и благообразности - это не безусловный признак. Иначе не было бы анекдота: "Милейшая, я тридцать лет в Церкви - я ведь и убить могу".
+++А про "чадо прелюбодеяния", - уж как-то совсем, не хочется произносить это слово, - мракобесно...+++
Выражение, мне кажется, подходит: если что-то зачато на стороне (вне Церкви), а в какой-то другой - параллельной - жизни, то как это назвать? И почему для многих именно это становится камнем преткновения, не допускающим оказаться членом Церкви (в том смысле, в котором это понимает сама Церковь, конечно)?
*обитать внутри границ Церкви* - Думаю, когда человек внутри, - он устремлён к её Центру, мало думая о "границах", вот в чем фишка. Тут тонкое смещение акцентов царапает...:)
*зачато на стороне (вне Церкви)* - Ну почему же "на стороне"?:) Разве можно считать, что дивный мир, созданный Богом, и мир людей, - о чем, собственно, любое творчество, - это "сторона" для Церкви?? В таком понимании видится некая узость.:) (Выше в комментах прекрасный рассказ о нимфах приведен - он проясняет суть проблемы, думаю).
Что касается творческой интеллигенции: я пришла в храм в самом начале 80-х гг., до т.н. церковного возрождения, - и помню, что костяк прихода часто составляли именно люди творческих профессий, ибо именно они восприняли (из книг ли, от родных ли, - не важно) традицию истинной Церковности (а не яички на Пасху покрасить и освятить) и впитали ее всей своей жизнью! Я бесконечно благодарна этим людям, многих из которых уже нет в живых, - они мне, девочке-неофитке, явили тогда настоящее,- не лубочное,- лицо церкви.
Согласен со всеми Вашими размышлениями. Я тоже так думаю. В моей записи стоял вопрос не о том, совместимы ли творчество и "церковность" как я ее понимаю (я-то как раз думаю, что совместимы), а о том, почему для некоторых творчество становится препятствием. Последнее основано на сугубо моих личных наблюдениях, которые не универсальны (вот и Ваш замечательный пример с творческой интеллигенцией 80-х тут как раз в тему). Если у Вас не было таких наблюдений, о которых я упомянул, то и ладно :)
Были такие наблюдения, но единичные, и связаны они, естественно с тщеславием и гордыней человекоф творческих... Но не думаю, что у представителей других "профессий" меньше подобных проявлений... просто творческая интеллигенция - всегда на виду в силу своей яркости и как бы заданной публичности.:)
А мне кажется дело вовсе не в тщеславии и гордыне (она у всех есть), а в нарушенной системе координат (правда и это у всех имеется, но у творческих людей сильно обостряется ввиду того, что они все-таки возвышаются над рамками повседневности, поэтому прнимают первый удар на себя).
И еще уверена, что воцерковлённым может быть человек, - но не творчество... А про "чадо прелюбодеяния", - уж как-то совсем, не хочется произносить это слово, - мракобесно...
Reply
Reply
Reply
А обитать внутри границ Церкви - это разве не лучшее, что может быть дано человеку? Насчет красивости и благообразности - это не безусловный признак. Иначе не было бы анекдота: "Милейшая, я тридцать лет в Церкви - я ведь и убить могу".
+++А про "чадо прелюбодеяния", - уж как-то совсем, не хочется произносить это слово, - мракобесно...+++
Выражение, мне кажется, подходит: если что-то зачато на стороне (вне Церкви), а в какой-то другой - параллельной - жизни, то как это назвать? И почему для многих именно это становится камнем преткновения, не допускающим оказаться членом Церкви (в том смысле, в котором это понимает сама Церковь, конечно)?
Reply
Думаю, когда человек внутри, - он устремлён к её Центру, мало думая о "границах", вот в чем фишка. Тут тонкое смещение акцентов царапает...:)
*зачато на стороне (вне Церкви)* -
Ну почему же "на стороне"?:) Разве можно считать, что дивный мир, созданный Богом, и мир людей, - о чем, собственно, любое творчество, - это "сторона" для Церкви?? В таком понимании видится некая узость.:) (Выше в комментах прекрасный рассказ о нимфах приведен - он проясняет суть проблемы, думаю).
Что касается творческой интеллигенции: я пришла в храм в самом начале 80-х гг., до т.н. церковного возрождения, - и помню, что костяк прихода часто составляли именно люди творческих профессий, ибо именно они восприняли (из книг ли, от родных ли, - не важно) традицию истинной Церковности (а не яички на Пасху покрасить и освятить) и впитали ее всей своей жизнью! Я бесконечно благодарна этим людям, многих из которых уже нет в живых, - они мне, девочке-неофитке, явили тогда настоящее,- не лубочное,- лицо церкви.
Reply
В моей записи стоял вопрос не о том, совместимы ли творчество и "церковность" как я ее понимаю (я-то как раз думаю, что совместимы), а о том, почему для некоторых творчество становится препятствием. Последнее основано на сугубо моих личных наблюдениях, которые не универсальны (вот и Ваш замечательный пример с творческой интеллигенцией 80-х тут как раз в тему). Если у Вас не было таких наблюдений, о которых я упомянул, то и ладно :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment