Недавно, в связи с одним разговором о термине «пресуществление» (μετουσίωσις), с которым уже довольно долгое время полемизируют некоторые неразумные православные, решил посмотреть материалы соборов, имевших дело с вопросом о Евхаристии и напрямую касавшихся (
значения этого термина )
Comments 59
http://www.scribd.com/doc/20804245/Scholarios-KatOusian2-LJ
а также статью Евхаристия в ПЭ. Т. 17 (могу прислать, но, насколько я знаю, уже есть в инете, хоть и с ошибками).
Что касается Кармириса, то для XVII в. такое бы мнение было бы адекватно, но сейчас не выдерживает никакой научной критики.
Reply
Reply
Reply
http://mondios.livejournal.com/27400.html?thread=2174984#t2174984
Reply
почему там сказано "по сущности",а не по сущностям?
Reply
Reply
Reply
Потому, что речь идет о присутствии целиком Бога по сущности - Владыки Христа - совершенного Бога и совершенного человека.
Для отличия от богов по благодати, если угодно :)
Reply
Спасибо за интересный пост :)
Reply
Reply
Т.е, я хотел сказать лишь то, что об этих текстах Соборов знают не все и не всякий, более того доступ к ним имеют не многие.
Так, почему-то Булгаков и следовавшие за ним Успенский, а за ним "медведи на велосипеде", разумею Осипова и Зайцева, этого не знали. Посему то они и учили о неком странном "вохлеблении" :)
Reply
Хорошо! С того и надо начинать любое обсуждение.
+++Так, почему-то Булгаков и следовавшие за ним Успенский, а за ним "медведи на велосипеде", разумею Осипова и Зайцева, этого не знали. +++
Булгаков, думаю, находился в таком состоянии, что он уже читая -- не разумел. А вот насчет Успенского действительно странно... Последние двое, кажется, и вправду не знали. Но насколько мне известно, Алексей уже давно отказался от точки зрения Осипова.
Reply
( ... )
Reply
Тем более сейчас она не актуальна: Алексей, насколько я знаю, уже очень давно отказался от этой точки зрения. Кажется, была хорошая статья о. Валентина Асмуса (но я уже сильно забыл подробности). вообще, конечно, было много статей на эту тему... Но вот что странно: судя по той дискуссии на Богослове.ру, до сих пор существует какая-то неопределенность в этом вопросе -- а мне кажется, никто не выразился так кратко и точно, как процитированный Собор 1691 г. Если бы люди знали определения Соборов и читали их, то многих пустых дебатов можно было бы легко избежать...
Reply
Насчёт точности очень большие сомнения.
1. из-за слова "сущность" в ед.числе (и это когда говорится "весь целиком Владыко Христос") и
2. из-за слова "...божественностью".
А фразу "или иначе говоря - как совершенный Бог и совершенный человек." не отрицали и монофизиты.
От этой фразы они не становились православнее.
Reply
2. и в чем сложность с упоминанием "божественности"?
Reply
http://theolcom.ru/ru/full_text.php?TEXT_ID=255
Странно, но там тоже цитируются этот Собор, но почему-то абзаца Вами приводимого я не помню, хотя читал давно.
Reply
Reply
Leave a comment