Собор 1691 г. о термине «пресуществление»

Jun 01, 2010 01:05

Недавно, в связи с одним разговором о термине «пресуществление» (μετουσίωσις), с которым уже довольно долгое время полемизируют некоторые неразумные православные, решил посмотреть материалы соборов, имевших дело с вопросом о Евхаристии и напрямую касавшихся ( значения этого термина )

богословие

Leave a comment

prawebmaster June 1 2010, 09:22:41 UTC
mondios June 1 2010, 09:56:01 UTC
Статья хорошая, но не на мой вкус :) (слишком "журнальная").
Тем более сейчас она не актуальна: Алексей, насколько я знаю, уже очень давно отказался от этой точки зрения. Кажется, была хорошая статья о. Валентина Асмуса (но я уже сильно забыл подробности). вообще, конечно, было много статей на эту тему... Но вот что странно: судя по той дискуссии на Богослове.ру, до сих пор существует какая-то неопределенность в этом вопросе -- а мне кажется, никто не выразился так кратко и точно, как процитированный Собор 1691 г. Если бы люди знали определения Соборов и читали их, то многих пустых дебатов можно было бы легко избежать...

Reply

ioann22 June 1 2010, 11:03:21 UTC
/а мне кажется, никто не выразился так кратко и точно, как процитированный Собор 1691 г./

Насчёт точности очень большие сомнения.

1. из-за слова "сущность" в ед.числе (и это когда говорится "весь целиком Владыко Христос") и
2. из-за слова "...божественностью".

А фразу "или иначе говоря - как совершенный Бог и совершенный человек." не отрицали и монофизиты.
От этой фразы они не становились православнее.

Reply

mondios June 1 2010, 11:48:42 UTC
1. а сколько надо было "сущностей" упомянуть?
2. и в чем сложность с упоминанием "божественности"?

Reply

ioann22 June 1 2010, 12:41:27 UTC
1. Надо было упомянуть именно две сущности. Там по тексту речь идёт не о причастии,а о присутствии. Поэтому следует говорить о двух сущностях,коли говорится: "весь целиком Владыко Христос".
Ведь в евхаристии присутствует весь Богочеловек с двумя сущностями,а не только человеческая сущность с нетварной энергией.
Вот если бы речь там шла о причастии (а не о присутствии),то тогда бы и имело место говорить о причастии энергии Бож.сущности.

2. В том же. Следовало сказать так: "...причем, в каждой части освященного хлеба и вина присутствует не часть Тела и Крови Христа, но целиком Тело и Кровь Владыки Христа вместе с душой и Божеством, или иначе говоря - как совершенный Бог и совершенный человек."

Вот это было бы действительно точным изложением. А фраза "вместе с душой и божественностью" действительно отдаёт несторианством.

Reply

mondios June 1 2010, 13:16:11 UTC
1. Да, согласен. Новидимо для них такое различение было излишним, т.к. в этом никто не сомневался и собор собирался по другому поводу.Главное было констатировать реальное присутствие всего Христа в Евхаристии.
2. Думаю, там по смыслу надо было подчеркнуть именно тот момент, что не часть Христа, а весь Христос. Поэтому в данном случае, мне кажется, они выразились корректно.
3. Мне кажется, не отдает, если учитывать 1) смысл Ороса и 2) почти совпадающее с Оросом объяснение Феофана Никейского (точно также упомянувшего душу и божество), которое подразумевает отвержение аполлинаризма (в котором подозревались антипаламиты). Что же несторианского в котнстатации того факта, что тело неразлучно соединено с душой и Божеством, где первое -- указание на полноту человечества, а второе -- на неразлучное соединение природ?

Reply

ioann22 June 1 2010, 13:28:00 UTC
Опять же,если формально,то в тексте Собора написано: "вместе с душой и божественностью",
а у Феофана Никейского: "ибо Его Тело нераздельно с Его Божеством и душой".

Всё же есть отличие между "божественностью" и "Божеством".
Сказать "вместе с душой и Божеством" всё же было бы точнее.

Ведь речь не о причастии Христу,а о присутствии Христа: "...причем, в каждой части освященного хлеба и вина присутствует..."

А присутствует Само Божество (коли весь Христос),а не только нетварная энергия,к которой причаствуются верующие.

Reply

mondios June 1 2010, 18:05:26 UTC
+++Всё же есть отличие между "божественностью" и "Божеством".+++
Да не, термин-то один (θεότης), только перевод разный (для меня без разницы, хотя на мой взгляд "божественность" корректнее с точки зрения грамматики).

Reply

ioann22 June 1 2010, 22:51:52 UTC
Т.е.в другом переводе может равным образом звучать: "вместе с душой и Божеством",так?

Reply

mondios June 2 2010, 06:13:21 UTC
У Бернацкого в переводе так и звучит, если Вы не обратили внимания.

Reply

prawebmaster June 1 2010, 11:12:04 UTC
В своё время она было самой полной и актуальной. И написана для нашего портала простым и понятным языком :) Я тогда впервые этой темой заинтересовался. О.Валентин уже потом свою статью написал. Я сохранил подборку всех материалов по теме. Там много интересного: Н.Д.Успенский, о.Андрей Юрченко, проф. Сарычев, {-перерыв в 30 лет-} А.Осипов, о.Рафаил (Карелин), А.Зайцев, о.Вадим Леонов, о.Даниил Сысоев, о.Валентин Асмус, о.Димитрий Пашков, о.Кирилл Зенковский, М.Бернацкий... Так интересно это всё читать и перечитывать!

А насчёт соборов у "осиплян" есть один аргумент: "влияние католицизма" :) И свт. Филарет-де внёс правки в "Катехизис" под влиянием Протасова, и текст архиерейской присяги -- не то, и постановления Соборов имеют "западное влияние".

Reply

mondios June 1 2010, 11:55:13 UTC
Когда спор разгорелся в Академии, я тогда не следил за обсуждением...
Мне кажется, из всех работ, самые "дельные" принадлежат о. Валентину, Киприану (который написал в защиту Асмуса) и М. Бернацкому (хорошее историческое исследование с пониманием богословия, что редко сочетается).

Да, борьба с "западным влиянием" -- это традиционный способ проявить свою "православность". :)

Reply

achebator June 13 2010, 18:00:36 UTC
насчет "один аргумент - влияние Запада" - это ложь. Вы, видимо, Осипова о Евхаристии невнимательно читали. Там в том числе есть, минимум, два более важный контраргумента - 1. о мнимости, т.е. лживости изменения субстанции без изменения акциденции; 2. влияние алхимии и прочих ересей.

См. http://www.orthtexts.narod.ru/17_Evhar_svyasch.htm

это просто намек на недобросовестность Вашей критики)

Reply

prawebmaster June 14 2010, 16:54:53 UTC
Эту лекцию я внимательно читал и перечитывал несколько раз. Сплошное передергивание фактов и навешивание ярлыков. Особенно нравится вот такой пример "интеллектуальной" полемики: "Это грубятина, просто невероятнейшая, которой приходиться только удивляться".

В эту "holy war" я вступать не намерен :) Переболел несколько лет назад, перечитав ВСЕ работы, чьих авторов я упомянул выше. Передергивания и тенденциозность Н.Д. Успенского и его эпигона А.И. Осипова для меня очевидна. Простите.

Reply

nickola2 January 26 2015, 22:19:44 UTC

Кстати, из популярного по данной теме есть еще работа Бекмана и Чайки, написанная аж в 2006 году.
Я сам о ней узнал всего пару лет назад.

Неоднозначная, но ИМХО заслуживает внимания.

Reply


Leave a comment

Up