Приятное чтение на сон грядущим

Oct 07, 2009 11:32

Вчера полночи читал "Опровержения" Акиндина против "безбожных догматов" Паламы (Refutationes duae operis Gregorii Palamae cui titulus Dialogus inter Orthodoxum et Barlaamitam, ed. J. N. Cañellas. Brepols 1995). Очень увлекательно - даже не оторвешься.

В первую очередь бросается в глаза общая начитанность и эрудиция Акиндина. Сыпет цитатами направо и налево. Поднимаются вопросы о связи причины и следствия (в контексте отношений Творца и твари), Ипостасей и природы, о роли энергий, о связи имен и природы, имен и энергий и т.п. Интересно, что основное расхождение с Паламой строится на проблеме интерпретации святоотеческих творений, и особенно, Дионисия Ареопагита. Кстати, некоторые современные ученые (такие как Фиригос и Димитракопулос, в первую очередь, правда, на примере Варлаама) пытаются свести проблему к различию интерпретаций, полагая, что обе линии - т.е. и Паламы, и Варлаама-Акиндина - имели место в византийской традиции и не противоречили друг другу до такой степени. Интересно было бы с православной точки зрения проследить последовательно методы интерпретации и подходы к тексту, скажем, одного какого-нибудь автора, типа Дионисия, соответственно у Паламы и у Акиндина (или Варлаама). Что касается моего впечатления, то сколько я ни пытался понять логику Акиндина, которая руководит им в его интерпретации, - так и не смог. Интересно, кстати, что он считает, что все имена сказываются о сущности, или природе, Божией, а за основу берутся наблюдения за творениями (типично томистская, кстати, идея, хотя там несколько другое понимание основных концептов), т.е. имена даются из творений, но отсылают к сущности. Ссылается при этом на Ареопагита, где тот пишет, что богословы само богоначальное бытие (θεαρχικὴν ὕπαρξιν) называют благостью (взятой по аналогии с творением) (Ι, 58: p. 71). Куда же он полагает энергию? А энергия у него - это и есть творение, по которой именуется сущность. Вот этот логический переход трудно обосновать, тем более что ни в одном из текстов, им цитируемых, этого напрямую не говорится. Оказалось, что таким логическим обоснованием служит у него отождествление энергии и результата энергии. Вот как он пишет: "Так и Бог, Триипостасная Сила... воспевается учеными и божественными Отцами как вечно пребывающий сверх всякого свойства, и Он есть единственный Создатель, и называется таковым, и мы веруем так; а его божественные деяния - сущетворение, оживотворение, обожение, дарование мудрости [тут перечисляются известные по Ареопагиту энергии] и тому подобное - ...суть творения, и называются таковыми" (II, 19, p. 111). Как будто некоторое основание для этого имеется в DN 2,10, где говорится, что все сущее исходит от Бога. Здесь как никогда и важна та или иная интерпретация: если энергию понимать как нетварную, то допущенное Акиндиным отождествление энергии и ее результата, логически приводит к "ереси Прокла" (тем более, что у него такое отождествление имеет место); отсюда единственный выход - считать πρόοδοι тварными. Акиндин так и заявляет: все эти так называемые исхождения (πρόοδοι) и божественное различение (διάκρισις) и приумножение (πολλαπλασιασμός)... суть творения" (там же, p. 110-11). Отсюда, кстати, понятно, на чем именно основывались обвинения Паламы в "платонизме". Паламе, чтобы избежать "платонизма", таким образом, надо было опровергать не ложную дилемму Акиндина, а опровергать тот неверный логический ход (отождествление энергий с результатами энергий), который и привел к такой дилемме, что Палама блестяще и продемонстрировал, четко обозначив границы тварного и нетварного. Логика Акиндина настолько несостоятельна, что на каждом шагу несет с собой массу натяжек и противоречий. В самом деле, как можно онтологически отождествить действие (τὸ ἐνεργεῖν) c тем, что сделано (τὸ ἐνέργημα), если действие принадлежит действующему (есть движение его природы), а результат энергии есть нечто произведенное и онтологически отличное от того и другого? Палама много раз демонстрирует абсурдность такой логики: при обсуждении нетварной действующей природы получается, что поскольку Действующий и действие есть одно (хотя они и различаются, но не как противоположности), то отождествление действия с результатом (различающимся от действующего как противоположности) происходит усложнение природы Действующего - поскольку Он как Действующий нетварен, но его действие как движение его природы - тварно (см. показательное рассуждение в О единениях и различениях, 22).

Логика Акиндина мне напомнила нечто очень знакомое, а именно имябожнические попытки осмыслить связь тварного и нетварного.  Мне кажется, что логика имябожия и логика Акиндина - одна и та же, просто с разными знаками. Если Акиндин на основании связи тварного и нетварного делает вывод о том, что нетварное тварно, то имябожие, пользуясь той же логикой, делает вывод о том, что тварное нетварно. В основе лежит определенный метод интерпретации: онтологическое отождествление у Акиндина понятий ἐνέργεια и ἐνέργημα (ἀποτέλεσμα, δημιούργημα) и онтологическое сближение (отождествление?) у имябожников тварного (имени) и нетварного (энергии). Единственная разница - у Акиндина четко прослеживается идущий от Прокла философский дискурс (оперирующий формами сущего), а "имябожие" не знает, на что опереться, так как имена (и вообще, символы и знаки) - это даже не сущее, а метод соотнесения одних сущих с другими.

Полагаю, что преодолеть "серебрянновековскую" дурь в масштабах целого поколения можно будет только тогда, когда будет внимательно и тщательно прочитан Григорий Палама и проанализированы важные дискуссии 13-14 веков в Византии (с вниманием к тому, как те проблемы решались в "паламитском" богословии).

PS Просьба к уважаемым читателям не вступать тут со мной в доктринальные споры, т.к. я считаю их малопродукивными в формате ЖЖ. Лучше посоветуйте мне почитать что-нибудь интересное. Кто не может "спокойно" читать мои записи, рекомендую просто не читать их (ничего не потеряете, но многое приобретете!). [Вызвано прецедентом.]   

Григорий Палама, богословие

Previous post Next post
Up