Камуи. Автор -- Сампэй Сирато.
Немецкое издание по лицензии Сёгакукан и Viz.
Сампэй Сирато родился 15 февраля 1932 года в Токио. В качестве мангаки дебютировал в 1957 году с работой Ninja bugeichō. Тот факт, что Сирато начал рисовать истории о ниндзя, вполне закономерен, так как в 60-х годах в Японии эта тема вновь была на пике популярности. В 1964 в
Гаро начала выходить, пожалуй, его самая влиятельная серия,
Kamui Den (позднее было переиздана в 21 танкобонах). Но история Камуи на этом не закончилась и продолжилась в последующих сериях. Легенда о Камуи представляет собой историческую драму, посвященную жизни ниндзя, и разительно отличается от типичной манги 60-70-х годов. Необычайно реалистичная и динамичная манга Сирато была полной противоположностью того, что и как рисовали в те годы. Да, в те годы балом правили Осаму Тезука, мультяшность а-ля Уолт Дисней и максимальная экономия выразительных средств. К сожалению, работы Сирато практически неизвестны. Возможно, из-за того что интерес к ниндзя-тематике давно угас. Лишь в середине 90-х в Америке издали отрывок из Kamui Den в виде 37 стандартных комиксовых выпусков, которые потом собрали в 2 полноценных тома. Эти два тома немцы потом по лицензии переиздали у себя (полностью сохранив американское оформление: и нестандартный формат, и английские звуки, и отзеркаленность, естественно). В целом, получилось неплохое издание, даже обложка с клапанами, и это в 95-ом году-то.
На клапане обложки краткая биографическая справка.
Накоси со стандартного тома Гомункула с печалью смотрит на Камуи.
Вот только у меня сложилось такое впечатление, что при подготовке макета слишком выкрутили чёрный цвет, из-за чего линии получились слишком толстые и некоторые детали потерялись. А может, 40 лет назад уровень технологий просто не позволял Сирато рисовать более тонкими и четкими линиями.
Реальный сэйнен: вырванные глаза, кровища и сиськи. Что еще для счастья надо?
О сюжете Камуи в целом я уже упоминал
здесь. В этих двух томах найти серьёзных тем вроде социальной несправедливости не удалось. Возможно, американцы выбрали такой кусок, где больше мочилова. Сама сюжетная арка явно распадается на две основные составляющие: драки главного героя, Камуи (ниндзя-изгнанник, который пытается скрыться от преследователей, но ему это никак не удается, поэтому преследователи гибнут от его руки или ноги то по одному, то целыми пачками), и описание жизни рыбацкой деревни средневековой Японии. И если жизнь рыбаков передана реалистично и правдиво, то от драк ниндзя слегка попахивает нарутовщиной, хотя сами бои поставлены очень даже неплохо (Вагабонду, который появился 40 лет спустя, Камуи проигрывает не так уж много).
Динамизм боевой сцены во всей красе. Не забываем, манга отзеркалена.
Ну а больше всего меня поразил тайпсет. Он полностью сделан вручную: не только звуки (это заслуга американцев), но и все фразы в баллонах написаны от руки.
В третьем кадре строчка, неумещающаяся в баллон, потихоньку ползет вверх. Это так мило :)