Как быстро деградирует свеженайденный визуальный прием? Вот в "Беспечном ездоке" (1969), давшем старт роуд-муви как жанру, оператор вовсю игрался разноцветными солнечными бликами, попадавшими в объектив. Красиво, свежо, работало на образ, а сейчас это даже в любительской съемке заезженная пошлятина. Или в "Алисе в городах" (1973) маленькая девочка грустно-испуганно смотрела из машины на проплывающие мимо черно-белые пейзажи Рура. А потом кто-то снял клип, целиком основанный на этом приеме, подобрав девочку помимимишнее и пейзажики повеселее, и все угробил. Или у Джармуша в "Down by law" (1986) все начиналось с долгого красивого проезда камеры вдоль дряхлых домиков Нового Орлеана, опять же ч/б, интересно...
А Дебора Андерсон в начале своей документалки "Aroused" (2013) берет и использует вообще все приемы скопом - черно-белое изображение, эффектная олдстайловая машинка, из окна которой девочки грустно-испуганно смотрят на проплывающие мимо пейзажи с виллами. И солнечные блики, попадающие в объектив. И, как обычно это бывает у рекламщиков, когда кадр вылизывается до визуального совершенства, он становится удивительно пустым. Но красивым.
Как и девочки, смотрящие из окна эффектной машинки, они - порнозвезды, едущие на интервью, из которого и будет состоять фильм.
Это девочка их "Алисы в городах" Вима Вендерса
А это Джесси Джейн (вроде бы)
Снято действительно эффектно - кадры печальных глаз, красиво изогнутых крыльев машины, брутального водителя в темных очках, будто из фильма-нуар..
Руки с темными очками на коленях, при этом солнечные блики падают на пальчики так идеально, как это бывает только у рекламщиков.
Разговоры в гримерке - самая удачная часть, девицы разговорились, идут истории про семьи, детство, воскресные школы (почти все американки и почти все получали христианское образование). Режиссерша, правда, постоянно поддавливает изначальной идеей про несчастных, но хороших девочек в тяжелом мире. Тут искренность уходит и начинается жалость к себе и оправдание себя.
А человек удивительное создание, нет ничего, что он не мог бы объяснить и оправдать в своей жизни. Некоторые формулирует категорические правила жизни, тут же их нарушают и формулируют новые, не менее строгие, чтобы и их нарушить через 5 минут. Агентша, приводящая часто несовершеннолетних девчонок во взрослый бизнес, говорит: "Да, я вижу, как ломаются их судьбы, здоровье, да, мне иной раз не по себе, что я этим занимаюсь, но ведь мне их все-таки жалко, а на моем месте мог работать человек и хуже, поэтому я остаюсь и работаю". Глаза ее радостно лучатся, оправдание найдено, ведь она делает добро, она - хороший человек.
Или одна из старлеток как недалекий спортсмен повторяет про готовность выкладываться на 110 процентов, стремиться к вершине, добиться всего, покорить мир. И верит же в это, видно, что верит.
Та, что почестнее перед собой, признает: "Да ладно, я рано начала трахаться, мне всегда это нравилось, так почему б еще и деньги не получать".
Белладонна, старая боевая лошадь порнухи, самая прямая и честная тетка тут - травит истории, ржет, щербина между зубов, ей бы еще сигарету и бигуди в волосах - была б такая своя в доску соседка, соль стрельнуть или ключи оставить запросто. Производит гораздо более приятное ощущение по сравнению и с агентшей, да и с самой режиссершей - лондонской рекламной фотографиней, весь фильм просто рассыпающейся в сочувственном понимании. Да ладно, тетка, их профессия ничем не хуже твоей! Куда ты со своим лондонским высокомерием, огромными перстнями и шарфом. Дай им просто разговориться, многие поумнее и поинтереснее тебя.
А некоторые еще и действительно милы. Пока еще милы.