Следствие потеряло ноутбуки, изъятые 2,5 года назад в ходе обыска у челябинского журналиста.
Челябинскому правозащитнику и главному редактору региональной вкладки газеты «Аргументы недели» Владимиру Филичкину не удалось выяснить, где сейчас находятся его ноутбуки, изъятые еще в 2013 году в ходе обысков по делу о клевете на бывшего председателя суда Южного Урала Федора Вяткина. Накануне он получил ответы на обращения к главе следственного комитета РФ Александру Бастрыкину и в Квалификационную коллегию судей Москвы, из которых следует, что судьба его имущества никому не известна.
«Все, что происходит, ничто иное, как большое хамство, - считает Владимир Филичкин. - Люди вломились ко мне домой и на работу, изъяли ноутбуки, ничего крамольного в них не нашли, но, чтобы досадить мне, 2,5 года не отдают. Ноутбук для журналиста является рабочим инструментом, у меня в них был собран архив материалов за несколько лет. Это то же самое, что отобрать у колхозника лошадь, а у рабочего станок. Причем отобрать просто так. Я внимательно изучал материалы уголовного дела. И в них нет никакой информации, скачанной с моих ноутбуков, а значит, вещественными доказательствами они считаться не могут».
По словам правозащитника, он несколько раз спрашивал у следователя четвертого следственного управления следственного комитета РФ (бывшее СУ СК РФ по УрФО, - прим. ред.) Алексея Смирнова, собирается ли тот возвращать ему его технику, однако внятного ответа не слышал. Когда в отношении Филичкина по амнистии прекратили уголовное дело, удержание ноутбуков мотивировали тем, что они могут пригодиться для доказывания вины другого фигуранта - бывшего первого вице-губернатора Олега Грачева. Однако в декабре 2014 года дело на Грачева закрыли по истечении срока давности. По мнению Филичкина, для следствия это был оптимальный выход, дабы не понести репутационные потери, поскольку вины экс-чиновника доказать не удалось.
«О прекращении уголовного дела меня никто не проинформировал, - заявил Владимир Филичкин. - Я узнал об этом из СМИ и потратил кучу времени, чтобы найти постановление о прекращении. В нем, согласно УПК РФ, должна быть отражена судьба вещественных доказательств, но ничего подобного там отражено не было. Я подождал еще полгода и написал Бастрыкину и в Квалификационную коллегию судей Москвы, чтобы узнать, где моя техника. Вчера я получил ответ на обращение Бастрыкину, но почему-то от следователя Смирнова. Свой ответ он обозвал «постановление об отказе в удовлетворении ходатайства», хотя я никаких ходатайств ему не направлял. Он сообщил, что два ноутбука, изъятые у меня, «по судебному запросу следователем доставлены 13.11.2014 в канцелярию мирового судьи судебного участка №312 Москвы и обратно в СК России не возвращались».
Кроме того, правозащитнику пришел ответ и из Останкинского суда Москвы, где проходил процесс над Олегом Грачевым. Там сказано, что ноутбуки не были признаны вещественными доказательствами по делу. Кроме того, Филичкину напомнили, что он в данном процессе выступал в качестве свидетеля защиты. «Вообще-то я просил установить судьбу моих ноутбуков, но ни слова о том, что их искали, я не увидел. Просто нужно было что-то ответить, и мне ответили», - заключил журналист.
Накануне он направил повторный запрос на имя председателя Квалификационной коллегии судей Москвы, где указал, что обращается, поскольку вопрос по существу не решен, а, согласно данным следователя, ноутбуки были переданы в канцелярию суда. «Адвокаты мне советуют добиваться возбуждения уголовного дела в отношении неустановленных лиц по факту хищения у меня ноутбуков, - отметил Владимир Филичкин. - Возможно, речь идет о халатности. Но я такого отношения прощать не намерен».
Уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 5 статьи 128.1 УК РФ, по факту клеветы в отношении бывшего главного судьи Челябинской области Федора Вяткина было возбуждено в январе 2013 года. По версии следствия, 8 декабря 2012 года неустановленными лицами было умышленно организовано распространение заведомо ложных сведений о совершении Федором Вяткиным ряда тяжких и особо тяжких преступлений, а также сведений, порочащих его честь и достоинство. Речь идет о том, что Вяткин имеет отношение к организованному преступному сообществу «Калининская семья». Материалы об этом вышли в программе «Человек и закон» на Первом канале.
Изначально обвиняемым в деле был только сотрудник контрольно-ревизионного управления по Челябинской области Алексей Карасев, который в программе «Человек и закон» изображал оперативного сотрудника. Однако Карасев «раскаялся», написал письмо Федору Вяткину и стал свидетелем обвинения. Чтобы избежать наказания, он дал показания против Владимира Филичкина и Олега Грачева.
http://www.znak.com/chel/news/2015-07-09/1042551.html