Jul 05, 2015 22:46
Вообще-то ничем, по-моему, учение Плифона о карме не отличается от учения Максима о промысле. Промысел у него постоянно "приспосабливается" к действиям и мыслям людей, а когда люди творят благо или зло, Бог, оказывается, зная заранее их "лукавые и добрые расположения", просто "попускает им проявиться". Здорово объяснил, называется. Переводя на простой язык это будет: все наши расположения заранее Богу известны, и все происходит заранее предопределенным путем по цепи причина-следствие, ничем тут Бог вообще не участвует. Вообще непонятно, какой смысл тут говорить о промысле, если Он только и делает, что "приспосабливается" к "расположениям" людей, которым "попускает проявляться". Если б Он еще не попускал им проявляться, тогда другое дело, а раз все идет как идет, то промысла никакого нет, а есть просто тупая карма и все. Придумали просто промысел, чтобы уверить, будто Бог на каждый наш чих якобы что-то меняет в Своих замыслах. Какой однако же изменчивый получается Бог, аки протей. Логичнее тогда уж система Плифона, где все идет раз определенным путем и молить богов об изменении их намерений совершенно бесполезно, т.к. боги неизменны и намерений не меняют.
Плифон,
православие,
φιλοσοφία,
Богословие