К вопросу о рисовании, на "
Осинке" есть замечательная статья, под катом приведен ее полный текст.
Автор: Дмитрий Тарасов
Беседовала: Надежда Азарова
"Источник:
Журнал о моде и шитье "Осинка.ру" Автор: Дмитрий Тарасов
Беседовала: Надежда Азарова
Фото: Рисовать мы умеем все без исключения. С детства. Нужно ли это умение дальше развивать? Или творчество сродни ветрянке - переболеется и забудется?
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос талантливым и уникальным. Как развивать ребенка правильно, с чего начать и как не навредить? Давно известно, что дети - это "инопланетяне", поэтому большинство взрослых их не понимает, говорит на непонятном им языке и не знает, с какой стороны подойти к ранимой душе ребенка. Для беседы на тему живописи и творческого развития детей мы встретились с Дмитрием Тарасовым, членом Союза дизайнеров России.
Дмитрий - не только профессиональный художник, он еще и педагог, и новатор, более 18 лет обучающий рисовать с нуля взрослых. Он говорит, что методике рисования его научили именно дети. На протяжении многих лет Семейная Мастерская Тарасовых проводит благотворительные занятия в детских дома, интернатах, онкологических центрах.
Для Дмитрия живопись - это не только картины в музеях, это - образ жизни. Более того, Дмитрий проповедует живопись как уникальное средство для снятия стресса у взрослых и для творческого развития детей.
Фото: Дмитрий Тарасов проводит мастер-класс по живописи, показывая как кисточка и краска буквально на глазах создают на бумаге новый мир. Дмитрий, зачем все-таки нужно творческое развитие детям? И нужно ли оно вообще? Ведь не все станут художниками или дизайнерами, когда вырастут... Дмитрий Тарасов: Считается, и это даже подтверждено исследованиями, что рисующие дети или дети, занимающиеся любым другим творчеством, развиваются быстрее сверстников. Они преуспевают не только в рисовании, но и в точных науках - например, математике. У детишек активизируется синхронность работы обоих полушарий мозга, они великолепно учатся, запоминают, анализируют. Такие дети более инициативны, восприимчивы и, как это сейчас модно говорить, креативны.
Но ведь считается, что творчество - это прерогатива гуманитариев, а технари - это люди, обладающие особым, математическим складом ума, несовместимым с творчеством...
Дмитрий Тарасов: Абсолютно ложное утверждение. Творчество важно и технарям, и гуманитариям. В первую очередь потому, что разделение на физиков и лириков происходит отнюдь не в детском возрасте. Ведь все детишки рисуют великолепно! Любой малыш, начинающий рисовать, делает это с удовольствием. Ни у кого не возникает вопросов - гуманитарий этот ребенок или технарь. А вот когда ребенок попадает в школу, там и происходит разделение. И не без участия взрослых, увы. Но все же некоторым детишкам удается сохранить тягу к творчеству...
Фото: Рисовать или не рисовать? Когда есть краски в достатке и есть интерес - это не вопрос! Кстати, а когда малышу можно уже давать в руки кисти и краски?
Дмитрий Тарасов: В раннем младенческом возрасте, как только малыш начинает сжимать ручку и хватать предметы. И можно дать ему схватить кисточку и подставить баночку с краской. Мама конечно должна быть рядом и следить за происходящим. Кисточку лучше взять с закругленной палочкой, малышу в рот лучше дать пустышку. Учтите, что ребенок не будет рисовать только на бумаге, в первую очередь он разрисует маму, себя и все, что его окружает!
Но радость, которая светится в детских глазах, в глазах грудничков, которые подержали в руках кисточку, нельзя сравнить ни с чем. Пусть малыш не понимает, что происходит, может быть, он не видит цвета во всем объеме спектра (хотя я очень сомневаюсь, что он их не видит), но когда у малыша в руках появляется кисточка, его глаза наполняются удивлением, восторгом, озорством и радостью.
Самой маленькой нашей художнице было 3 месяца. Она хватала все, что ей давали, например мамин пальчик. И вот вместо пальчика ей однажды дали кисточку - и она начала рисовать! У нее были такие изумленные глазки. Еще больше она удивилась, когда увидела, что кисточка оставляет следы.
Фото: Для кого-то это аляпистая мазня, для кого-то - современный абстракционизм. Для ребенка же это - важный творческий опыт! Детям очень важно видеть, как предмет с ними взаимодействует. Они что-то делают и получают результат!
Дмитрий Тарасов: Вы правы. Это очень мощная вещь, и для мозговой деятельности, и для развития. Когда малыш делает случайное движение кисточкой, остается фактурный, красочный мазок - для ребенка это открытие. Большее, чем дают любые развивающие игрушки.
Получается, что кисточка с краской может заменить ребенку целую кучу игрушек?
Дмитрий Тарасов: Огромную кучу! Я слышал об этом от многих участников наших курсов, но когда столкнулся на практике - был изумлен. Грудная малышка ревет навзрыд, заливается плачем. Ей дают в руки кисточку - и она мгновенно успокаивается. Так происходит раз за разом. Почему? Погремушки быстро надоедают, а кисточка - особая игрушка, продолжение руки. И ребенок с помощью кисточки и красок начинает взаимодействовать с окружающим миром, погружаться в него, изучать, исследовать.
Фото: Занятия рисованием нужно правильно организовать, тогда они будут приносить удовольствие и радость. Дмитрий, посоветуйте из Вашего опыта, как лучше организовать место для живописных занятий с ребенком, чтобы сохранить и интерьер, и одежду мамы?
Дмитрий Тарасов: Какой хороший вопрос! Если речь идет о грудном малыше, то во время рисования мама скорее всего будет держать его на руках. И ребенок, и мама должны быть одеты в одежду, которую не жаль испачкать. Можно сделать эту одежду своеобразным художественным атрибутом. И для ребенка это со временем станет сигналом: если эту одежду надевают, значит, скоро будем рисовать. Пусть это станет символичным процессом облачения в наряд художника.
Чтобы не испачкать комнату, художественные сессии можно устроить в ванной - кафель и сама ванна легко отмываются. Мама с малышом садятся в ванну, и малыш разрисовывает все вокруг от души. Потом можно пустить воду, которая смоет краску. Малыши - в восторге и от разноцветных потоков, и от процесса вообще!
Фото: Цветные перчатки доставляют особую радость! Кроме того, это действие имеет для ребенка огромный смысл. А можно рисовать на диване или на ковре, подстелив плотную клеенку или пленку. Важно помнить, что детям важен масштаб - они быстро выходят за пределы листа бумаги и начинают рисовать на всем, что доступно. Если малыш умеет сидеть, то он может разрисовать все пространство вокруг. Если умеет ходить, пленкой желательно застелить и мебель, потому что руки у малыша будут по локоть в краске наверняка.
По локоть в краске - это наверное очень здорово!
Дмитрий Тарасов: Когда дети понимают, что можно рисовать на себе - это настоящее открытие, очень важное и глубокое. Если ребенку дать краски, он сначала измажется сам, словно окунется в эти краски, раствориться и забудет обо всем. И тогда начинают происходить очень интересные вещи.
Например, лечение в онкологических центрах - процесс весьма сложный. Врачам приходится прибегать к химио- или лучевой терапии. Ребенку нужно время на восстановление после каждой такой процедуры. Но если ребенок погружается в рисование, то реабилитация идет гораздо быстрее!
Фото: Смешаешь все краски - и получится новая краска! Замечательное открытие, если тебя за это не отругают родители. Для многих родителей методы знакомства детей с красками заканчиваются шоком. Ребенку дарят краски, надеясь приобщить его к творчеству, а он смешивает все в одну кучу, и становится как-то обидно. Обычно второй набор красок не покупается.
Дмитрий Тарасов: Действительно, с одной стороны получается вроде как красок жалко, но с другой стороны - купить ребенку небольшой набор гуаши - не очень большие деньги. Но не в деньгах дело: родителям больно видеть, когда ребенок портит их подарок. Подарок подарили от души, а с ним вот так расправились.
Причем расправились буквально за одну минуту...
Дмитрий Тарасов: Да, дети это делают очень быстро! Но это точка зрения взрослых. Ребенок, смешивая все краски, наблюдает, как они взаимодействуют друг с другом, объединяются в единый цвет. Ребенок изобрел новую краску, это его изобретательский ход, инновация: было шесть красок, а он сделал седьмую. Сам. Огромный прорыв.
Как дальше взрослый человек, родитель, разберется с этим прорывом? Сделает ли он из ребенка изобретателя? Родитель для ребенка является авторитетом, и если родитель отреагирует недовольством, ребенок к краскам прикасаться больше не будет. И его изобретательский дух пресечется на таком простом действии.
Фото: У кого-то салатовое солнце, а кого-то - черные танки. Выражать свои чувства и мысли в красках - это самое простое, что мы можем разрешить детям! Дети любят рисовать черным цветом. Как к этому стоит относиться родителям?
Дмитрий Тарасов: Черный цвет - это громоотвод, защитная реакция ребенка. Он учится обороняться в нашем непростом мире. У него других механизмов еще не выработалось, они появляются гораздо позже.
То есть, черный цвет - это его противостояние агрессивному миру?
Дмитрий Тарасов: Это его форма ответа на агрессию, которая обрушивается со всех сторон, с экрана телевизора, на улице, а подчас и в семье... У детей негатив всегда выходит на бумагу. Особенно, если это дети без родителей или трудные подростки. И, слава Богу, что негатив выплескивается на бумагу! Бумага вытерпит. Поэтому я советую и педагогам, и родителям - ни в коем случае не отбирать у ребенка черный цвет и не запрещать рисовать «мрачные» сюжеты…
Фото: Рисовать вместе - это большое удовольствие! Главное, чтобы никто никому не мешал в этом творческом процессе. Как известно, творчество объединяет. Возможно, стоит собраться всей семьей и дружно нарисовать одну картину? Расстелить лист ватмана на полу, взять по кисточке и...
Дмитрий Тарасов: В такой методике рисования есть и плюсы, и минусы. Если семья дружная, и все друг к другу прислушиваются и относятся уважительно, - рисование получится очень увлекательным, эмоциональным и азартным, и запомнится детишкам на всю жизнь, как некое действо семейного сплочения.
Если же ребенка обделяли вниманием, то процесс будет напоминать перетягивание каната. И вместо сотворчества рано или поздно происходит ссора. В таких случаях, конечно, лучше лист поделить, чтобы у каждого члена семьи была своя территория.
Дмитрий, важный вопрос про критику. Часто родители убеждены, что ребенку необходимо делать замечания, чтобы он правильно оценивал свои действия. Нужно ли критиковать его картины, делать замечания, и как это сделать тактично?
Дмитрий Тарасов: В нашей Семейной Мастерской считается, что критика творчества - это разрушительнейшая вещь. Критикой можно уничтожить все, любое начинание, любой порыв. Творчество - удел души, удел сердечный, а критикуем мы умом. Согласитесь, странно - умом оценивать душу. А критиковать творчество ребенка - это критиковать его самого.
Фото: Творчество - это не работа, поэтому нельзя оценивать умом то, что ребенок вложил в свою картину от души. Тем более, что картина ребенка - это часть его самого! Значит, ребенок критику своих работ переносит напрямую на себя?
Дмитрий Тарасов: Ребенок не делает различий между свой личностью и тем, что создает. У взрослого это разделение присутствует, а у ребенка - нет. Девочка сделала куличики в песочнице - она с ними отождествлена. И если кто-то растопчет критикой это детское творчество, ребенок воспримет это так, словно его самого растоптали.
Критика - это подарок для авторитарных родителей. И если родителям важно, чтобы ребенок был послушен, чтоб он был управляем, тогда родители поступают правильно: надо критиковать больше и чаще. А вот если вы хотите вырастить многогранно развитую личность, критиковать творчество ребенка не следует.
Дмитрий, хочу затронуть вопрос с объемами творчества. Дети рисуют много. Куда девать детские рисунки после игры в живопись? Не выбрасывать же...
Фото: Прежде чем картины зрелого художника займут место на выставке, нужно, чтобы первые творческие шаги позитивно оценили дома родители. Дмитрий Тарасов: Родители, которые относятся к детскому творчеству чутко, собирают рисунки в портфолио. Сотрудники научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева, рассказали нам интересную вещь: оказывается просмотр детских работ нормализует кровяное давление, убирает головную боль и т.д.
Ученые объяснили это явление с позиции электрического резонанса. Ребенок, рисуя, вкладывает все свои эмоции в рисунок, и рисунок сохраняет их очень долго - сотни лет. Альбом детских рисунков усиливает такое воздействие многократно.
Наиболее дорогие свои картины ребенок либо прячет, либо дарит - маме, папе, потому что хочет поделиться со своими близкими. И такие работы ни в коем случае нельзя выбрасывать. Я видел счастливых подростков, которые приносили свои альбомчики и показывали: «Вот мои рисунки, мама собрала». Их первые шаги в творчестве были родителями одобрены и поддержаны.
Можно рисунки оформить в рамы и повесить на стену, а когда приходят гости, показать им - вот картины нашего юного художника. Для ребенка это очень важно: он проявил инициативу, нарисовал картины, его главные авторитеты - родители - их приняли, и социум - гости - их тоже приняли и одобрили.
- например, храмы и пейзажи." class="bdr" src="
http://osinka.ru/Moda/Style/Img/2011_KidsDraw/25.jpg" /> Фото: На занятия в Семейную Мастерскую Тарасовых приходят взрослые, которые хотят заново научиться рисовать. Дмитрий, скажите несколько слов о Семейной Мастерской Тарасовых. Это действительно семейная студия, и на занятия можно всей семьей приходить?
Дмитрий Тарасов: Мы выработали определенную стратегию нашего курса - он все-таки для взрослых. По одной простой причине - большинство взрослых не знают, что такое творчество, а оторванные от творчества взрослые перестают понимать язык своих детей. И получается, что происходит такая ломка своеобразного моста поколений.
Когда в Семейную Мастерскую проходят взрослые люди, они начинают понимать, что творчество - это что-то очень глубокое, это удел души. Они по-новому взаимодействуют со своими детьми, и начинается восстановление отношений.
С детьми мы работаем только если они остались без родителей, находятся на излечении в онкоцентре, слабослышащими или глухими подростками. На нашем попечении находятся детские дома, онкологические центры, школы глухонемых детей - две в Перми, и одна в Санкт-Петербурге. Слабослышащим или глухим детям тяжело проявлять эмоции - вдохновение, восторг, изумление, радость, чувство возвышенного полета, все это жестами не передашь, лишь с помощью красок..
Дмитрий, какие советы Вы можете дать родителям юных художников?
Фото: Что бы дети не попросили изобразить, всегда есть оригинальное решение задачи. Дайте детям простор для воображения - и они сами придумают и историю, и ее продолжение! Дмитрий Тарасов: Во-первых - отдать ребенку краски. ОТДАТЬ! Чтобы он мог их выкинуть, смешать, сделать с ними все, что он захочет. Хотя бы раз в жизни.
Во-вторых, не пытаться исправить картину ребенка, даже если он просит что-нибудь нарисовать на ней. Лучше взять другой лист.
Не отказывайте ребенку, если он уговаривает вас что-то нарисовать. Родитель - это авторитет, умеющий решать любые проблемы. И если он отказывается нарисовать лошадь, значит, авторитет потерян, а ребенок получает урок, что перед проблемой можно спасовать. Поэтому уверенно рисуйте! Как-нибудь и что-нибудь. Лошадь? Пожалуйста! Рисуем коробку, из которой торчит хвост: лошадь в коробке привезли, вот она, там! Креативный подход воспитывает у ребенка многовариантное мышление, запускает собственный генератор идей. Он творит естественно и с удовольствием, без границ, рамок и органичений!
В качестве иллюстраций использованы фотографии с занятий в Семейной Мастерской Тарасовых.