В одной статье про занятия рисованием с детьми, был дан простой совет. Нужно просто дать ребенку бумагу, кисточки-краску-воду или карандаши, показать, что вот кисточку надо смочить в воде, повозить в краске и далее делать всевозможные следы кисточкой по бумаге. Т.е. идея в том, что не рисовать домики, елки, уродских человечков и прочих животных, т.е. чтобы у ребенка не было бы визуального стереотипа, что вот елка только такая, а дом только такой и никакой больше, а просто показать возможности кисточки и краски. А уже где-то после трех лет передать ребенка специалисту.
У меня в детстве была книга, о которой я совсем забыла и которую недавно случайно нашла. Эта книга адресована больше взрослым.
Во вступлении автор хочет донести до родителей, что все, абсолютно все дети - художники, и что легко можно как прибить этого художника, так и развить. Автор книги - профессиональный иллюстратор детских изданий. Он совместно с Чуфелло-марзуфелло (это такое существо, которое сбежало с рисунка, а рисунок этот когда-то сделала дочка автора) в форме легкого рассказа-сказки проводят читателя сквозь разные ситуации, которые возникают в жизни художника:"И тогда я сел к столу достал бумагу, ручку и решил написать книгу, чтобы рассказать маме все, что я знаю о детском рисунке, о маленьких художниках, которые есть почти в каждой семье, и о том, как мамы и папы, бабушки и дедушки могут помочь им сделать первые шаги в мир прекрасного."
Взрослым здесь можно почерпнуть массу информации о том, как самим рисовать со своими детьми (и не надо говорить "ой! я не умееею"... все мы родом из детства, поэтому все умеем). И первое, о чем надо позаботиться, это качественные материалы: чтобы краски были яркими, сочными, чтобы карандаши оставляли бы очевидный след без серьезных физических услилий, чтобы кисточки были качественные, чтобы карандаши были хорошо заточены, чтобы ластик не мазал, а стирал след и т.п. Словом, попробуйте порисовать сами, главный критерий - вас не раздражают инструменты :)
А дальше приведу фрагмент главы "Визит одной мамы", где описывается распространенная ситуация, которая и побудила автора к написанию этой книги.
"Как-то вечером сидел я дома и работал. .....
Кто-то позвонил в дверь .... В комнату вбежала женщина с лохматой папкой под мышкой.
- Здравствуйте, Художник! - радостно закричала она. - Как хорошо, что я застала вас дома! Нет, вы только посмотрите!.. Это шедевры!.. И в его-то годы! Вы понимаете, Художник?!
Я ничего не понимал ... Из сбивчивого, шумного рассказа я узнал, что ее пятилетний сынишка нарисовал сегодня какого-то замечательного человечка и что мама очень хочет мне его показать, а заодно и другие работы своего ребенка.
- Вот! Вот, смотрите сами! - завершила свой рассказ мама и высыпала на стол из растрепанной папки рисунки сынишки. Рисунки легли неряшливой, грязноватой кучкой. Бумага, на которой рисовал мальчик, была самая различная: листки из тетрадей в клетку и линейку, случайные, откуда-то вырванные листочки с неровными краями. Все неаккуратно, небрежно...
Но я ничего не сказал маме и стал рассматривать работы. В основном это были карандашные рисунки, на которых изображались клеточками многоэтажные дома, светило солнце с непричесанными лучами, куда-то спешили паукообразные человечки ...Попадались работы, сделанные цветными карандашами и акварельной краской, правда, художник работал жесткой кисточкой для клея, и краски ложились на бумагу непослушно, коряво. Той же непослушной кисточкой на клочке бумаги был нарисован и человечек, приведший в восторг маму.
-Ну как? - спросила мама.
-Очень хорошо, что мальчик рисует! - сказал я. - Но мне хотелось, чтобы вы...
-Да! - перебила меня мама. - Сейчас самое главное не потерять время! Я как раз и пришла к вам за советом, в какую школу отдать ребенка, чтобы сохранить его дарование.... Или, может быть, пригласить педагога?.. Просто не знаю, что делать?!
- Ну зачем же сразу приглашать педагога! Вы сами можете помочь ему ...
- Причем здесь я! - испуганно воскликнула мама.
-Видите ли, в этом возрасте все дети рисуют, - пытался успокоить я маму, - вот вы, родители и ...
Но она не захотела меня слушать, быстро собрала рисунки и ушла....."