В этот раз хочу немного рассказать про не только художника, но еще и музыканта. Музыканта явившегося если не первым, то во всяком случае, одним из первых представителей Noise и Musique concrète сцены.
Луиджи Руссоло родился в 1885 году в Венеции (Порто Груаро) и являлся видным деятелем футуризма; был одним из художников, в 1910 году подписавшим «Технический манифест футуристической живописи». "В своих полотнах он прокламировал футуристический культ машин и движения, выраженный на полотнах геометрическими средствами".
Luigi Russolo. dynamicka automobilu 1912-13
Однако помимо живописи, Руссоло вовсю интересовался и музыкой, точнее окружающими нас шумами.
Он разделил все шумы на 6 категорий, с тем, чтобы потом создать по инструменту на каждый шум. Вот эти 6 групп «основных, наихарактернейших шумов; прочие - только комбинация этих»:
1. Грохот, Взрыв, Шум падающей воды, Шум ныряния, Рычание
2. Свист, Храп, Сопение
3. Ропот, Ворчание, Шорох, Брюзжание, Хрюканье, Бульканье
4. Шипенье, Треск, Жужжание, Треньканье, Топ
5. Шум битья по металлу, дереву, камню, коже, жженой, глине и пр.
6. Голоса людей и животных, крик, смех, вой, стон, хрип, стенанье.
Разнообразие шумов безгранично и «мы сможем когда-нибудь различать двадцать или тридцать тысяч различных шумов. Это будут такие шумы, которые нам придется не просто имитировать, а комбинировать прихотью нашей артистической фантазии».
Теория его нисколько не отставала от практики и вместе со своим другом Уго Пьятти он приступил к созданию удивительных инструментов, способных выражать эти шумы - intonarumori, или "шумовые звучания".
2 июня 1913 года на футуристическом вечере в театре Стокки города Модена, Руссоло представил свой первый инструмент из серии «интонарумори» - «Взрыватель» (Scoppiatore). Через два месяца - 11 августа, в Милане, в доме Маринетти он продемонстрировал целых 15 шумовых инструментов, каждый из которых имел свое уникальное название, отвечавшее характеру производимого им звука: «Квакун» (Gracidatore), «Треньканьщик» (Stroppiciatore), «Войщик» (Ululatore), «Грохотальщик» (Rumbler), «Скрипун» (Scraper), «Булькальщик» (Gorgogliatore), «Трескун» (Crepitatore), «Ревун» (Rombatore), «Громыхальщик» (Tuonatore), «Свистун» (Sibilatore), «Жужжальщик» (Ronzatore), «Хрустун» (Crumpler) и многие другие.
Все инструменты, входящие в группу, позволяли извлекать различные шумы, контролируя при этом высоту и динамику. Каждый инструмент представлял собой деревянный параллелепипед с картонным или металлическим раструбом-громкоговорителем на передней панели, для усиления и направления звука. Исполнитель поворачивал рычаг или нажимал на кнопку, извлекая звук, высота которого контролировалась ручкой на верхней панели коробки. Уровень мог регулироваться по шкале тонов, полутонов и промежуточных значений лишь в пределах октавы.
Внутри коробки находились деревянные или металлические колёса (форма и диаметр которых варьировались в зависимости от модели инструмента), которые заставляя вибрировать натянутую струну. Натяжение струны тоже можно было изменять, тем самым можно было делать глиссандо или извлекать отдельные звуки разной высоты. Один конец струны был закреплён на барабанной перепонке, которая передавала колебания на громкоговоритель.
Первое же исполнение концерта Gran Concerto Futuristico в 1917 вызвало огромное недовольство публики (впрочем, Руссоло на это и рассчитывал). К сожалению, все эти уникальные инструменты были утеряны во время Второй мировой войны. 28 декабря 1929 года в Париже Руссоло дал последний концерт, где его руморармонио (Rumorarmonio - клавишный инструмент, изобретенный Луиджи в 1922-24 годах) представил великий авангардный композитор Эдгар Варез, выразивший надежду на то, что фабричный выпуск инструмента будет налажен. Но этого не произошло. Глубоко разочаровавшись, Руссоло навсегда оставил музыку, футуризм и бывших друзей. Скончался художник и композитор в феврале 1947 года в местечке Серро ди Лавено.
Luigi Russolo. Solidity of Fog, 1912. Oil on canvas.
Однако несмотря на то, что все инструменты были уничтожены, уцелела запись, на которой можно услышать "как оно все было". В musique concrète я не силен, однако для своих лет музыка весьма интересна, экспрессивна и действительно "футурична".
...а так же познакомить с записью его произведений (хотя перед тем как слушать, советую заглянуть под кат - будет чуть-чуть интереснее=))
Итак, "Die Kunst Der Geräusche"
на рутрекере.
И напоследок, небольшой отрывок из манифеста "Искусство шумов", написанного Руссоло в 1913 году:
"Мы не можем смотреть на современные оркестры со всей их силой и мощью без разочарования. Что может быть смешнее, чем двадцать человек, согнувшиеся в три погибели и пытающиеся извлечь из скрипок мяукающие звуки? Кто-то из любителей музыки, возможно, вскрикнет, и тем самым вызовет хоть какое-то движение в сонном царстве концертного зала. Давайте зайдем в один из этих госпиталей для обессиленных звуков. Первая же фраза вызывает скуку, и становится ясно: дальше все будет таким же скучным. Мы вслушиваемся в эту скуку - и совершенно напрасно ждем каких-то необычных ощущений, которых мы никогда не испытаем.
Оркестр выдает занудную тягомотину, и на лицах слушателей появляется совершенно идиотское выражение дешевенького снобистского наслаждения."
Советую прочитать его полностью.
http://www.steampunker.ru/blog/history/498.html (перевод Андрея Емельянова)
http://lj.rossia.org/users/nit/341359.html (другой, найденный в сети перевод, более полный)