Barnett Newman

Sep 22, 2010 22:01

    Продолжая не так давно начатую тему абстрактной живописи, нельзя не упомянуть американского художника Барнетта Ньюмана (1905-1970).



Вот что можно узнать про него в интернетах:

    Ньюмэн родился в Нью-Йорке на Манхэттене и был первым из четверых детей еврейско-польского переселенца. Отец приехал в США без гроша в кармане и сумел стать владельцем процветающей текстильной фабрики. Маленький Барни, как звали его в семье, рос,не зная нищеты и лишений.
    Подобно многим своим друзьям, среди которых можно отметить художников Роберта Мазеруэлла, Марка Ротко и Клиффорда Стиллза, Ньюмэн стремился к освобождению от влияния европейского искусства. Целью его усилий было становление подлинной американской живописи. В 1948 появилась работа «Onement I», первая из его картин в радикально новом стиле: монохромная, малого формата, она выполнена в темно-красном цвете. По центру картины, сверху вниз, идет яркая оранжевая полоса. В дальнейшем из-под кисти Ньюмэна вышло множество таких монохромных композиций, сдержанные тональные цвета которых резко контрастировали с красками, популярными у абстрактных экспрессионистов.



Onement I

Ньюман был пламенно верующим иудаистом, и абстрактная живопись была для него единственно возможным средством передачи религиозного опыта (изображения запрещены иудаизмом). Последовательно борясь со всякого рода «иллюзионизмом» и изобразительностью, с одной стороны, и с необязательностью «творческого почерка» представителей геометрического и мифического направлений в абстрактном искусстве, с другой, - Ньюман свел живописные средства к двум элементам: большим равномерно окрашенным плоскостям и прямым вертикальным «лучам», которые он сам называл «zip» - «застежка-молния».



Midnight Blue, 1970

Один из характерных признаков абстрактного экспрессионизма - крупный масштаб работ (некоторые холсты более пяти метров в длину). Марк Ротко также создавал «монументальные» полотна, но, в отличие от «живописцев действия», закрашивал их большими цветными плоскостями. Иногда он оставлял между ними не покрытые краской участки, полагая, что это должно возбудить воображение зрителя.



Все свои ранние работы (сделанные за сорок лет жизни) Ньюман уничтожил. За оставшуюся карьеру он создал 120 работ, получил признание как один из выдающихся художников Америки только в 60 лет.
Ньюмана называли образцом высокого модернизма, предшественником минимализма, экзистенциалистом и духовным художником, черпающим вдохновение в еврейском мистицизме. Сам Ньюман заявил в 1947 году, когда пришел к зрелому стилю, что любое искусство, достойное своего имени, должно обращаться к «жизни», «человеку», «природе», «смерти» и «трагедии». Ньюман всегда настаивал на богатом эмоциональном содержании своей работы, хотя при жизни его творчество вызывало непонимание и обвинения в «пустоте». Однажды Ньюман напечатал и приклеил на стене галереи инструкцию, призывавшую посетителей стать на очень близком расстоянии к его холстам. Он считал, что вблизи его работы способны вызвать в людях чувство самосознания.



Barnett Newman and an unidentified viewer with Cathedra in Newman's studio, 1958.

В своем типичном стиле он попытался воплотить метафизическую сущность непосредственно в картинах, без какой-либо символики: зритель, находившийся, по замыслу художника, лицом к лицу с картиной большого формата, буквально окунался с головой в цветовое поле. Он должен был (опять же по замыслу художника) осознать себя очутившимся в этом цветовом пространстве - и душой, и телом.



К сожалению, мне пока не довелось увидеть его работы вживую, но даже так нельзя не признать - есть в них что-то притягивающее и задерживающее на себе взгляд. Спокойствие и глубина, без какой-либо конкретики и четкой постановки.



abstract, painting

Previous post Next post
Up