"Конек-горбунок"

Apr 10, 2021 10:05




Я уже не раз упоминал, что не смотрю российское кино. Но "Конек-горбунок" решил глянуть исключительно с целью выяснения причин таких гигантских кассовых сборов. В том, что сняли говно, я и не сомневался. И, конечно, меня хватило на полчаса. Как всегда - говно в яркой обертке. Фундаментальная претензия к фильму - полное непонимание русской культуры сценаристами и режиссером. И непонимание непосредственно произведения Ершова.

Иван-дурак - это не единый персонаж. В русском фольклоре есть дураки, соответствующие этому прозвищу. Они глупы и невежественны на грани умственной отсталости. Но Ершов использует фольклорный образ другого дурака - героя, которого только считают дураком старшие братья и отец из-за его непрактичности, бескорыстности и отсутствия деловой хватки. Он наивный, бесхитростный, честный и добросовестный (умные братья не стали караулить пшеницу и ушли спать, а Иван-дурак честно выполнил отцовский приказ). Но он ни в коем случае не является умственно отсталым. В фильме же мы видим именно дебила. Да и царь в оригинальной сказке не был тупым. Он был суровый и деспотичный, но никак не идиот с испитым лицом.

Фактически произошла полная подмена образов героев сказки. Иван-дурак здесь достигает цели не благодаря своим моральным качествам с помощью конька-горбунка, а исключительно благодаря помощи волшебного персонажа и вопреки своему скудному уму. Это не герои Ершова - в фильме остался лишь сюжет, а все остальное вывернуто наизнанку. Наивный мечтатель превратился в полного тупицу, а суровый царь - в дряхлого дегенерата. И это собрало в прокате миллиард. И поддержано "Фондом кино". И, конечно, смотреть это невозможно. "Суперграфика", о которой заявлялось, как о важном достоинстве фильма, кстати, тоже оказалась довольно жалкой. "Властелин колец" снят 20 лет назад и там графика на порядок круче. А главное - полностью сохранен дух книги, о чем свидетельствует теплый прием трилогии многочисленной армией толкиенистов.

У нас же взяли гениальное произведение и превратили его в жалкий анекдот, издевку. И обошлось это аж в 600 млн рублей! И извращение духа оригинального произведения - далеко не единственный недостаток фильма. Диалоги героев бессмысленные в 50% случаев и слабо работают на сюжет. Почему нельзя было взять сценарий советских фильмов "Конек-горбунок" и реализовать его с использованием современных технологий? Причем, советским фильмам новодел проигрывает не только по сценарию, но и вообще по всем параметрам за исключением, может быть, компьютерной графики, да и то не сильно.

В чем секрет коммерческого успеха фильма? Это загадка для меня. Наверное выросло новое поколение потребителей с низким художественным вкусом, которых зачаровывает яркая картинка. Купленные кинокритики распространяют проплаченные рецензии, агрессивный маркетинг, конечно, играют роль, но неужто среди двух миллионов посмотревших, никого не смутила извращенность образов героев и бессмысленность большей части диалогов? То есть, все съели и никто не поперхнулся? Наверное, все-таки непритязательность российского зрителя - главный секрет. Впрочем, его столько лет оглупляли ток-шоу, что это и не удивительно.

Previous post Next post
Up