Среди знакомых Джорджа Сильвестра Вирека было много великих людей, что отражено в его биографии. Но мало кто из них оставил материальный след в моем собрании: где найти денег на автографы Гитлера и обоих Рузвельтов. Великий (и ужасный?) Никола Тесла - оставил.
При жизни он будоражил воображение современников эффектными опытами и дерзкими заявлениями о чудесах, которые когда-нибудь явит миру, а в наши дни стал объектом безумных теорий и дутых сенсаций, за которыми едва не потерялись подлинные достижения.
Они познакомились во второй половине 1900-х годов в редакции журнала «Century»: главный редактор Ричард Гилдер благоволил «поэту страсти», а его заместитель Роберт Джонсон был другом «волшебника электричества» и пропагандистом его открытий. Их сблизила любовь к поэзии: Тесла часто читал «Фауста» вслух по-немецки, что помогало ему собраться с мыслями, дружил с сербским поэтом Йованом Йовановичем-Змаем, переводил его стихи на английский и приохотил к ним Джонсона.
Биограф Вирека Элмер Герц, познакомившийся с «гигантом современной техники у Дж.С.В.» (инскрипт Леланду Андерсону на книге о Виреке "Одиссея варвара") и на всю жизнь запомнивший «высокого, худого человека, глаза которого сверкали неземным огнем» , утверждал, что тот «знал наизусть все стихи хозяина».
Единственное (или единственное сохранившееся) стихотворение Теслы «Отрывки из олимпийских сплетен» посвящено Джорджу Сильвестру:
Вертел я телефонный лимб -
Поймал из космоса Олимп.
По звуку судя, гостю там
Всех представляли по чинам:
«Вот Архимед, он рычагами
Всё озабочен меж богами.
Говорит, что сила - материя,
Неизменный закон - не критерий нам».
«Там на Земле работа кипит,
И новостей превышен лимит.
Говорят про космическое ружьё -
Невесело так окончить житьё.
На карту поставлено много,
Эти парни - чума, ей-богу».
«Сэр Айзек, они Вас, увы, затмили,
Не оставили Ваши законы в силе.
Теперь Эйнштейн - патлатый чудак
Не даст за Ваше ученье пятак.
Говорит, что сила - материя,
Неизменный закон - не критерий нам».
«Я ваших сложных схем, сынок,
Не доскональнейший знаток.
Умны мои ученики,
А я отстал, дела плохи.
Старался я - но оплошал,
Они закончат не спеша.
Эй, Кельвин, пропускаю вперёд,
Когда друг твой Тесла подойдёт».
«Ах, - Кельвин говорит, - господа,
Он же опаздывает всегда».
Молчанье, шаги - все ушли по делам.
Я вешаю трубку - вновь улиц бедлам.
(перевод Валентина Емелина).
В годы Первой мировой Тесла, несмотря на сербское происхождение, сотрудничал с немецкой компанией «Телефункен» и ее американскими «дочками», предлагая использовать свои разработки на радиостанции в Сэйвилле, и поддерживал отношения с Виреком, за что был негласно зачислен в «немецкие агенты». После войны дружба приобрела прагматическое измерение: изобретатель подбрасывал журналисту сенсационные сюжеты, а тот поддерживал внимание публики к нему. Технологиями пиара оба владели в совершенстве, причем младшему было чему поучиться у старшего, который прибегал к услугам популярных газет и журналов едва ли не чаще, чем печатался в научных изданиях.
С Виреком связано одно из самых сенсационных заявлений Теслы. 9 февраля 1935 г. на страницах журнала «Liberty» появилось его интервью «Машина чтобы покончить с войной» о новых изобретениях, одно из которых позволит уничтожить любое количество людей и техники на расстоянии 200 миль с помощью направленного пучка частиц, излучаемого мощным генератором. «Оно в корне изменит отношения между странами, сделав любую из них, большую или малую, неуязвимой для армий, самолетов и других средств нападения... Если ни одну страну нельзя успешно атаковать, война потеряет смысл». «Уверен, что через сто лет, - добавил Тесла, - каждая страна будет защищать себя от нападения с помощью моего аппарата или какого-то иного, основанного на том же принципе».
Поблагодарив Вирека за «статью, которой немного помог мой рассказ», изобретатель писал ему 7 апреля: «Наш друг Макафадден (издатель «Liberty» - В.М.) должен съездить в Вашингтон и показать этим умникам, как вывести страну из кризиса».
Военные ведомства разных стран начали осаждать ученого, но ничего не добились. Еще в начале ХХ в. Тесла утверждал, что владеет секретом передачи электроэнергии без проводов на огромные расстояния и что это позволит создать дистанционно управляемое оружие колоссальной разрушительной силы, которое сделает войну смертельно опасной для всех, тем самым образумив милитаристов. В 1937 г. он составил записку «Новый способ излучения концентрированной нерассеивающейся энергии с помощью естественного источника», которая после его смерти попала в руки американских властей.
По словам биографа Теслы Марка Сейфера (его книгу лучше читать в оригинале, а не в русском переводе), в ней описаны не только принцип действия «чудо-оружия», но и аппарат для излучения пучка частиц. Русский биограф Теслы Петр Образцов оценил эту идею как принципиально нереализуемую, пояснив: «Тесла не обманывал возможных инвесторов и публику, рассказывая о величиии собственных, хотя и воображаемых, изобретений и открытий. Он сам, по-видимому, в них искренне верил. А не реализовывал потому, что подсознательно понимал нереальность своих замыслов, хотя и не допускал свои сомнения до уровня сознания и формулирования». Думаю, что Вирек разделял веру старшего друга. Насчет сомнений не знаю: он привык к чудесам.
Автографов Теслы у меня нет - они очень редки и дороги. Есть только "Одиссея варвара" с процитированым выше инскриптом Элмера Герца историку науки Леланду Андерсону. И происходящая из собрания последнего копия большого - и очень интересного - неизданного письма Теслы Виреку, которое будет впервые полностью опубликовано в биографии Джорджа Сильвестра. Той самой, появления которой осталось ждать уже немного.