Околовирека-26: Уолтер Уинчелл

Aug 03, 2015 12:47

Давно обещанная серия про одного из главных гонителей Вирека.

В пропагандистской кампании, развязанной против Джорджа Сильвестра Вирека интервенционистами и борцами с "нацистской угрозой" в 1940-1942 гг., особое место занимал один из самых популярных радиоведущих Америки Уолтер Уинчелл (1897-1972), некогда знаменитый на всю страну а сейчас полузабытый.
«Я первым разоблачил нацистского агента Вирека, когда тот работал на Гитлера под прикрытием в Соединенных Штатах, - с гордостью вспоминал журналист, - и я же вмазал сенатору (Эрнесту) Ландину (по радио и в газетах) за помощь нацистам у нас и за границей». «Я слышал, что Уолтер Уинчелл полностью приписывает себе заключение Вирека, как он обычно делает в отношении всего, что ему по нраву», - заметил в декабре 1943 г. в частном письме писатель Руперт Хьюз.



Будущая легенда американской журналистики Уолтер Виншель (так звались его родители) родился в Гарлеме, в тринадцать лет бросил школу и стал танцором, а в 1919 г. дебютировал как репортер, специализируясь на слухах из мира театра. Приятель Вирека, журналист и редактор Эмиль Говро привел его в таблоид «New York Evening Graphic», прозванный «Porno-Graphic». В 1929 г. Фултон Урслер, будущий работодатель Вирека в журнале "Liberty" переманил обоих к Хёрсту, который заметил: «Уинчелл удовлетворяет потребности поколения юных дегенератов» (в оригинале изящнее: «of younger degeneration»).
Использовавшиеся Уинчеллом методы поиска и создания сенсаций претили Говро, который сатирически вывел его в романе "Горячие новости", чем нажил опасного врага. «Уинчелл ошибочно полагал, что я приложил здесь руку, - пояснил Вирек. - Это может объяснить его враждебность ко мне». Тот не остался в долгу, утверждая, что «Говро не останавливался ни перед чем чтобы повысить тираж, включая придумывание сенсационных новостей». Несмотря на внушительные гонорары, дружбу с главой ФБР Эдгаром Гувером и доступ на радио, репутация Уинчелла оставалась несерьезной.
Ситуацию изменил приход к власти Гитлера и Рузвельта. «Гитлер заставил Уинчелла почувствовать свое еврейство», - констатировал после войны его враг Лайл Стюарт (тоже еврей). Одним из первых в США Уинчелл обрушился на нацистов и, обращаясь к массовой аудитории, объявил фюрера гомосексуалистом (тогда это звучало унизительно). Вместе с Антидиффамационной лигой «самый читаемый сплетник» возглавил кампанию против Германо-американского Бунда.
«Уинчелл слепо обожал ФДР, - утверждал Эрнст Кюнео. - Его ежедневные выступления по радио за Рузвельта в течение двух лет стали главным фактором выдвижения ФДР на третий срок» . Кюнео, конечно, очень преувеличил роль Уинчелла, но к его словам стоит прислушаться. И не только потому что он был его адвокатом и «литературным негром».



Эрнст Кюнео

В январе 1988 г. Кюнео, он же «Крестоносец», напоминал бывшему главе английской разведки в США Уильяму Стефенсону: «Отношения с британской секретной службой были одним из информационных каналов, которые я поддерживал как фактический редактор Уинчелла... Мы ”выдавали” 1200 слов в день, шесть дней в неделю и также готовили воскресную передачу. Годами я делал это ради ФДР. Впрочем, Уинчелл заплатил мне больше миллиона и завещал свой архив. Называть его британским агентом - преувеличение. Он им не был. Он начал сражаться с Гитлером намного раньше, чем США и Британия. Он был свободным человеком, которого никто не контролировал (даже он сам)».
«Крестоносец» курсировал между Белым домом, Госдепартаментом, журналистами и англичанами, поставлявшими материал Уинчеллу, Пирсону, Дороти Томсон и «Друзьям демократии». «Связок американского политикума с британской разведкой к 1940 г. было куда больше, чем пара журналистов, - отметил М.В. Шевляков, - Просто эти журналисты приписывали все лавры себе и явно гордились сотрудничеством с иностранной разведкой - потому что это была британская разведка».
Уинчелл преследовал Вирека вплоть до его осуждения в 1942 г., а годом позже требовал повторного осуждения, когда Верховный суд США отменил первый приговор. После войны среди его врагов числились "правый" херстовский колумнист Вестбрук Пеглер, публичный обмен "любезностяими" с которым переходил все нормы приличия, и "левый" Лайл Стюарт, автор книги "Тайная жизнь Уолтера Уинчелла" (1953): "тайн" оказалось немного, но портрет получился отталкивающим. Переиздавая ее через полвека, автор напомнил, что герой упек ее издателя - вирековского друга Сэмюэля Рота, о котором говорилось в предыдущей серии, - в тюрьму «с помощью своего приятеля Гувера». Стюарту повезло больше: в 1959 г. он подал в суд на Уинчелла за клевету и выиграл процесс, а на полученную компенсацию смог основать собственное издательство - времена переменились.
Автографы Уинчелла стоят недешево - явно дороже, чем я готов был заплатить. Но с удовольствием - и дешево! - приобрел посмертное издание его мемуаров, подготовленное Эрнстом Кюнео. Выше воспроизведена суперобложка этого издания, а на форзаце красовались автограф юриста-разведчика-журналиста Кюнео сенатору-демократу Клэйборну Пеллу и экслибрис адресата.




Вирек, историография, библиофилика, история

Previous post Next post
Up