Sep 11, 2015 21:58
Я не специалист по детской психологии и сельскому хозяйству, но все равно мне кажется, что в сказке про репку автор напортачил.
Нет, это конечно хорошо, что ребенок в очень раннем возрасте, особенно городской, узнает, что в сельском хозяйстве у нас работает не только дед и баба, а еще можно привлечь внучку, Жучку, кошку да мышку (чем в это время занимаются родители и почему нельзя трогать внука, которому подобные сказки рассказываются - почему-то не объясняется). Но с другой стороны постоянный рефрен: "тянут-потянут, а вытянуть не могут" не настраивает на позитивный лад. Помню, дочка моя в таких местах очень сердилась и старалась меня исправить, говоря: "могут!". А кроме того, засыпала дочь как правило до того, как члены столь странного колхоза вытаскивали репу.
А ведь сказки, на мой взгляд, очень сильно влияют на выбор жизненного сценария и на формирование морально этических установок. И получается, что ребенок, даже если дослушает сказку про репку до конца, то узнает из сказки примерно следующее:
1. Сильно напрягаться на работе не надо.
Вон дед, репку посадил, не поливал, не пропалывал, не удобрял, химикатами не обрабатывал. А репка (кстати суффикс "к" является уменьшительно-ласкательным и означает нечто не очень большое) выросла большая-пребольшая. Даже не знаю, что было бы, если бы дед посадил обычную репу.
Скорее всего причина столь успешного вырастания репки в том, что сказка эта появилась очень давно. Возможно тогда, когда наши предки еще вообще ничего не сажали, а занимались собирательством и охотой. Это кстати может быть одной из причин, почему в сказке отсутствует отец семейства. И вот шибко умный дед, решил посадить репку и воздалось ему сторицей, так как на свежевыжженом участке удобрений было и так много, а всякие жуки-вредители еще об этом месте не прознали.
2. Думать на работе не надо, для этого есть начальство (дед).
Что начальство сказало, то и нужно делать. Дед впрочем, тоже про лопату, другое орудие труда или метод, с помощью которого можно извлечь репку из земли, думать тоже не стал, а тупо начал звать подчиненных.
3. Добиться каких-либо значительных успехов в труде невозможно.
В сказке постоянный рефрен: "тянут-потянут, а вытянуть не могут". А когда репку все-таки вытягивают, то ребенок уже обычно спит.
4. Абсолютная бессмысленность труда.
Что такое репа, мало кто знает, я, например, ее ни разу не видел и не ел. Каноническая версия сказки заканчивается тем, что репку вытащили. А зачем вытащили, для чего - то ли самим есть, то ли котов, собак кормить, то ли печь топить, то ли в город на рынок везти - непонятно. К тому же технологические проблемы, которые возникнут у членов кооператива при транспортировке репки, судя по уровню их интеллекта, будут значительно больше.
Примерно так.
Думаю, в сказке нужно что-то менять.
Хотелось бы еще сказать пару слов о том, как бы сказка выглядела в современной американской или там китайской версии, но сейчас нет времени. Возмножно потом дополню. Здесь же добавлю, что сейчас мой малой смотрит мультик (то ли канадский, то ли американский) "Щенячий патруль", где несколько щенков, вооруженных по последнему слову техники, под руководством какого-то чрезвычайно оптимистичного мальчика решают любые проблемы, возникающие в небольшом приморском городке. И я вам так скажу: этот мальчик, разговаривающий на не русском языке и собаки, которых я не люблю с детства, мне намного ближе по духу.
сказки