Тбилиси, "Сцена на чердаке" театра имени Марджанишвили. У нас прошел первый день новой военной драматургии. Прочли пьесы Басы Джаникашвили, Сандро Какулия, Нестан Квиникадзе Лики Моларишвили и Дато Турашвили.
Впечатления самые яркие и противоречивые.
Например. Баса написал пьесу "Войнушка", в которой бомбили грузинскую семью, приехавшую на отдых в деревню. Их малолетний сын взбирается на дерево, стреляет из рогатки и сбивает подряд 4 русских истребителя. Русских летчиков хозяева сажают за стол, кормят-поят самым лучшим образом, песни поют и...расстреливают. Летчики отправляются на тот свет со словами и слезами благодарности. Мальчик выпрашивает пистолет, чтоб стрельнуть. И стреляет. В публике, а мы читали на полный зал, это вызвало шок. Как, говорят, грузинский ребенок в человека стрелять не может.
Я так автора понимаю, пьеса его вызвана тем, что в прошедшей войне он не увидел ни малейшей логики, она шла против всяких правил и была одной большой подставой. В пьесе это и становится ее внутренней логикой, там, как я увидела, показано совращение злом, картина цепной его передачи, следует одно событие ненормальнее другого, ком абсурдности нарастает в отсутствии каких-либо тормозов, и пытается выглядеть нормой. Баса признался, что стимулом для написания послужило наблюдение, как ребенок играл в компьютерную игру. После слышались голоса, чтоб пусть этим в пьесе все бы и объяснялось. И зрители правы, как по-вашему?
Вторая пьеса, Какулия, конспирологическое сочинение о заговоре тайных властителей мира. Война как философия. Я признаюсь, не разобралась на слух.
Третье имя, Нестан Квиникадзе, для меня открытие (хотя лично я ее знала, как отличного журналиста). Жаждала бы презентовать ее пьесу на русском языке. "Урок французского" чудесная история, происходящая во время войны, которая в ней ни разу не названа своим именем. Практически она обозначена одной лишь ремаркой "за окном слышен постоянный шум вертолетов" (глазами не читала, цитирую неточно). Мальчик приходит к учительнице французского, ей звонит мама ученика (разговор мы не слышим), и просит оставить у себя ночевать. И вот их ночной диалог. Читка Левана Цуладзе, кстати, была настолько хороша, что я забыла нажимать на затвор фотоаппарата.
Далее у нас не совсем удачно прошла читка дебютантки, и очень жаль, что мы слегка спустили дело на тормозах, с дебютом так нельзя, чтоб взросло скучая ребенка читали. Думаю, пьеса Лики Моларишвили "Полночь свободы" заслуживает к себе внимание. Две девочки-тинейджера за моей спиной все равно были под восторженным впечатлением.
А потом шло представление пьесы Дато Турашвили "Граница", с его активным участием. Дато невероятно артистистичен. Пьеса сердитая и романтичная, одновременно, и надо сказать, в ней тоже произошла шокирующая вещь. Грузинская пограничница бросает в лицо русскому коллеге-врагу подаренный ранее томик Пушкина. И это, шокировавшее меня событие, как ни странно, прошло для других глаз незамеченным, никому не пришло в голову подать голос в защиту ничем неповинного Пушкина. Значит, видели в этом логику? Или прошло мимо внимания...
Дискуссии прерывали программу читок дважды. Что меня покоробило , как одни драматурги зажигают красный свет или ставят знак кирпича перед другими драматургами. Это как-то не по-товарищески, блин. А иные выступления из зала запоминающе были содержательны и умны.
Иллюстрации (кликабельно-увеличительны)
1. Баса Джаникашвилиi "Omobana" / "Войнушка" , реж. Димитри Хвтисашвили 2. Дато Турашвили, "Граница". Автор (второй справа) читает ремарки к пьесе, актеры Нино Гачечиладзе и Заза Иакашвили, реж. Лела Чинчараули 3. Дискуссия номер два - авторы Нестан Квиникадзе (вторая слева) и Дато Турашвили, ведущий Лаша Бугадзе, реж. Лела Чинчараули
![](http://pics.livejournal.com/mokle/pic/0005ttqz/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/mokle/pic/0005xk4r/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/mokle/pic/0005yy5k/s320x240)