Как Мух в ГРУЗИИ побывал и что он там видел. День третий. Мцхета.

May 19, 2016 16:10

День третий решили посвятить Мцхете, древниму городу, исторической столице Грузии. Сейчас это скорее посёлок-село, если опираться на по размеры. Но сначала заезжаем в храм Джвари - он и по пути на Мцхету, и с горы, на которой он находится, отличный вид на городок и долину.








На гору к храму Джвари нас ведёт небольшой серпантин. Мы уже на горе, теперь спускаемся немного вниз



Пасторальные картинки - в зелёной ложбинке под храмом мирно пасутся коровы и кони




Рядом с храмом, как в любом туристически популярном месте, неизменные сувенирщики. И - шарманщик


Немного истории.
Место, на котором стоит храм - это гора над Мцхетой, и как всякая гора она была священной в языческую эпоху и вроде бы тут стоял храм. После крещения Грузии святая Нина установила на этом месте первый крест. Впоследствии был поставлен крест на горе Тхоти и в Уджарме, но этот был самый первый. Гора быстро стала местом поклонения и на ней со временем построили храм.

Джвари для Грузии примерно то же, что пирамида Хеопса для Египта. И имеется в виду не только популярность. Та пирамида была результатом ряда экспериментов, и Джвари тоже. Суть процесса в том, что в середине VI века в Грузии появился новый тип храма, известный как тетраконх. Первым (возможно) стал храм Дзвели Гавази в Кахетии, затем был построен собор Ниноцминда и только после этого был возведён Джвари. Он начал сооружаться примерно в 590 году и был достроен около 604.



Обычно упускается из внимания тот факт, что Грузия в тот период не являлась православным государством, переживая временный уклон в монофизитство. И вот тут начинаются странности.
Дело в том, что первый храм с такой планировкой был построен в Армении - это был Аванский кафедральный собор. Это было экспериментальное сооружение, и его с некоторыми усовершенствованиями скопировали, когда строили храм Святой Рипсиме в Армении и Джвари в Грузии. Но главное не это. Аванский собор был халкидонским (православным), а не «армяно-григорианским». Есть предположение, что это именно халкидонский тип храма, принципиально противопоставлявшийся монофизитским базиликам. И это значит, что Джвари - тоже халкидонский храм, хотя официальный отказ от монофизитства произойдет лет через 10 после его возведения. В этом случае Джвари - своего рода символ перехода Грузии в православие.

В Армении принято думать, что Джвари строили армяне, и в этом утверждении есть некоторая доля реализма. Но похоже на то, что это были православные армяне, которые в те времена армянами не считались. Ситуация запутанная, как и всё, связанное с армянами-халкидонитами.

Через полвека придут арабы, а вскоре после здесь образуется Тбилисский эмират, и можно только гадать, стал ли храм мечетью или был заброшен, или каким-то образом действовал. Известно только, что во время одного из нашествий около 960 года мусульмане сожгли храм и увезли деревянный крест.




В дальнейшем здесь не происходило никаких исторических событий. Пушкин в 1829 году не обратил на него внимания. Вскоре после тут побывал Лермонтов и внёс смущение в сознание людей, создав поэму «Мцыри», где упомянул монастырь у слияния Арагви и Куры. Причем, у Лермонтова написано, что «нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас». Но Джари действовал в 30-е годы, так что велико подозрение, что Лермонтов имел в виду какой-то другой монастырь (например, мцхетскую Антиохию) или даже придумал его. Это не мешает тбилисским гидам всякий раз цитировать Лермонтова на смотровой площадке перед Джвари.



От всего монастырского комплекса сейчас остался только храм и развалины башен. Монастырь считается действующим, но его хозяйственные помещения совершенно незаметны. По этой причине запоминается в основном сам храм. Если войти внутрь, то первое, что бросается в глаза - это некое вызвышение в центре храма, на котором стоит крест. Очень нестандартное явление, но совершенно логичное, если учесть, где и почему храм построен. Есть мнения, что это каменное возвышение существенно древнее самого храма и сохранилось еще ли не с времен Святой Нины.



Руины стены


Холм у подножия весь усеян желтыми цветочками и маками - очень красивое сочетание!


Со смотровой площадки Джвари - тот самый вид на Мцхету со слиянием рек Кура и Арагви. Кура - рыжая, Арагви - зелёно-голубая


Арагви пошла петлять


Крыши древней столицы Грузии ближе. Нам туда


По пути едем вдоль Куры, напротив горы Джвари выхожу, чтобы сфотографировать с этого берега


Отсюда кажется, что храм находится в каком-то труднодостижимом месте, на неприступной горе


Для Грузии и грузинских храмов это норма вещей - чем выше, чем труднее, тем круче. Где-то в скале, на обрыве, на горе - самое то. Думаете, захотели в храм, так просто пошли и всё? Э неее! Ты доберись до него сначала, будь достоен :)


Мцхета (მცხეთა) - очень древний город, самая первая столица Грузии, фактически сердце грузинской цивилизации, хотя от его прошлого осталось всего несколько храмов, из них только два - крупные. Фактически, это даже и не город, а большое село, хотя реконструкция 2010 года сильно его улучшила. В Мцхету можно добраться из Тбилиси быстро и дешево, там можно много всего посмотреть, за что её и ценят туристы.

Немного истории.
Поселение на месте Мцхеты появилось в далёкой древности. Возможно, еще в бронзовом веке. Высокий скалистый мыс на слиянии двух рек был настолько удобен во всех смыслах, что его не могли не заметить. Однако столицей он стал далкео не сразу. Хронисты Х века писали, что первым был построен город Армази, а вторым - Мцхета. Про существование более древних центров - Ховле и Каспи - в Х веке уже забыли.
С тех дней и до советской эпохи город стоял на узком мысу, который обрывался скальными обрывами в пойму Куры и в пойму Арагви. Две эти горные речки сливались по его скалам и действительно "сливаяся, шумели", "обнявшись будто две сестры".
В 65 году до нашей эры сюда пришёл с римской армией полководец Помпей. Он занял Мцхету и Армази и построил мост через Куру. Этот мост простоял потом очень долго и явно перестраивался несколько раз и дожил до ХХ века. В народе принято думать, что это тот самый мост Помпея в чистом виде.

В первые века нашей эры столица постепенно перенеслась в Мцхету, а Армази остался в основном центром поклонения. В Мцхете находился дворец царей Иверии.
В IV веке здесь жила Святая Нина и здесь происходили все события, связаные с Крещением Грузии. Уже в VI веке столица постепенно переехала в Тбилиси, но Мцхета осталась важным транзитным торговым городом, через неё шли караванные пути на север, через горы в Аланию. В 736 году Мцхета была разрушена арабской армией полководца Мервана, будущего халифа. После разрушения она надолго утратила городской статус, превратившись в деревню. Здесь она странным образом повторила судьбу армянской столицы Вагаршапат.

В советское время город изменился до неузнаваемости. Галечную пойму реки Арагви засыпали и там образоался огромный луг - сейчас там стоит парковка и здание полиции. В 1930-е годы завершилось строительство Земо-Авчальской ГЭС, которая подняла уровень Куры и Арагви на несколько метров. Под водой счезли мцхетские скалы и мост Помпея. Город на скалах превратился в город на низком берегу озера. Сейчас туристы смотрят на Мцхету с обзорной площадки у храма Джвари и не понимают, где же "сливаяся шумят струи Арагви и Куры". А они давно уже не шумят. Теперь тут шумит камыш и крякают утки. Зато город превратился в райцентр и областной центр и население его возросло до 7 или 8 тысяч человек.

Мы оставляем машину на парковке почти на краю мыса, и идём гулять.


Первое, что видим, это находящийся рядом, практически на берегу, на окраине женский монастырь Антиохия. Вроде бы VI век, про него почти ничего не известно.





Я это назвал "туристические врата" :)




Мцхета - прям туристическая мекка, здесь тебе и сувениры на любой вкус, магнитики, кубки, мечи, картины, здесь и приправы (которые я накупил себе и доктору своему, как просила), и чурчхела всевозможная, из разных сортов винограда и орехов (тоже не один кило тащил домой себе и друзьям)




Площадь перед входом в монастырь Светицховели - можно сказать, центр городка.


Странное здание слева в византийском стиле - всего навсего тур.информ.центр, новострой.


Светицховели (სვეტიცხოვლი) - первый и главный храм в Грузии, название которого традиционно переводят как "животворящий столб". Свети (სვეტი) - это столб, а Цховели (ცხოველი) - живой или чудотворный. Близкий по значению глагол "цховелеба" означает оживлять или давать жизнь. Храм в современном виде существует с 1010 года.



История это места следующая. Считается, что в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и впоследствии тут вырос кедр, который стал священным деревом для местных жителей. В IV веке рядом стоял царский дворец, а кедр рос в саду этого дворца. Когда Святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же ее посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: "Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков".
Когда царь Мириан принял решение креститься, то возник вопрос о месте постройки первого храма. Кедр срубили, сделали из него столб, но установить его на место руками не смогли. Чуть позже он установился сам, неким чудесным образом. Этот сюжет иногда отображается в иконографии нашего времени.



Храм (имени Двенадцати Апостолов), видимо, был совсем небольшой, как это было принято в те времена. В V веке Вахтанг Горгосал построил тут базилику. Если заметите в храме каменные бычьи головы - это остатки той самой базилики V-го века. Возможно, что таких фрагментов в храме гораздо больше, но по этому вопросу у археологов нет пока единого мнения.



Базилика со временем очень сильно пострадала и в начале XI века католикос Грузии Мелхеседек решил построить новый большой храм. По этому поводу он даже ездил в Константинополь и зачем-то запрашивал разрешения у византийского императора. Долгое время считалось, что Мелхеседек был первым католикосом объединённой Грузии с того самого 1010 года и, таким образом, Светицховели стал символом нового формата грузинской церкви. Но, увы, недавно выяснилось, что он был не первым, а третьим, так что Светицховели утратил свой эпичный симпволизм.

Внутри монастыря


Только-только начинался Золотой Век, Грузия уже несколько лет как была объединена Багратом III, возможности были, и храм Баграта в Кутаиси уже семь лет как был построен. Светицховели строили с 1010 по 1029 годы. Строить тогда было принято монументально - Светицховели довольно велик, но все же уступает размерами и храму Баграта и собору в Алаверди.
Храм большой, как ни отходил я, нормально снять не удалось.



В Светицховели долгое время короновали и хоронили царей, тут же проходит интронизация католикоса. Внутри храма в пол вмуровано очень много нагробных плит рода Багратион-Мухранских, часть надписей на русском и грузинском, часть только вязью.



Выходим из Светицховели, идём гулять старыми улочками Мцхеты и направляемся ко второму крупному храму Мцхеты






На картине примерно тот же ракурс, что и на предыдущем фото, только значительно удалясь (видно по храму в центре и Джвари на горе справа). Сейчас так не снять, построены улочки с домами и высажены деревья.


По пути к храму явносоветская мозаика на здании кинотеатра


Храм Самтавро - второй крупный храм Мцхеты, построенный едва ли не сразу после Светицховели, и женский монастырь. Сейчас на его территории находится Преображенский собор, колокольня монгольской эпохи, церковь Святой Нины и некоторые другие постройки.
Сфотографировать монастырь вместе со стенами сейчас нелегко, обзор закрывают деревья. Поэтому вот сам собор (не правда ли, иногда кажется, что некоторые храмы на одно лицо? оказалось, это не только у нас так :)



В IV веке, во время появления Святой Нины, эта территория находилась за пределами крепостной стены города, на краю оврага, игравшего роль крепостного рва. Овраг этот можно видеть по сей день. Здесь, за стеной и оврагом, жил царский садовник, и у него первое время останавливалась Святая Нина. Она соорудила себе дом под кустом ежевики, и это место вошло в церковную историю под именем Маквловани (ежевичник, от слова "ежевика" - маквали).
Когда царь Мириан перешёл в христианство и построил храм Светицховели, в нём произошла некая психологическая трансформация, и он решил, что в силу своей греховности заходить в этот храм ему неприлично. По этой причине он решил основать другой, попроще. Так появился храм на месте ежевичного куста и второй храм, известный как "Верхняя Церковь". Историк Вахушти Багратиони пишет, что это была церковь "с каменным куполом", что весьма странно. В IV веке купольной архитектуры ещё не изобрели. Таким образом мы не знаем, на что был похож этот храм. Это явно была базилика, но её размеры нельзя даже предположить. От неё ничего не сохранилось.
Царь Мириан умер в 361 году и был похоронен в этом самом храме. Его каменный саркофаг (возможно, новодельный), можно увидеть в углу сразу слева от входа. За саркофагом - мозаика, изображающая Мириана и царицу Нану. С этого года храм стал известен в основном могилой этого первого христианского царя Грузии, и даже на его дверях поместили изображение Мириана и Наны.
С IV по XI век храм существовал в неизвестно нам виде. И вот в начале XI века он был перестроен. Обстоятельства этого события несколько туманны. Обычно пишут, что это произошло при царе Гиоргии I, стало быть - до 1027 года. К сожалению, о Гиоргии I мы не знаем почти ничего. Был ли храм в версии XI века похож на современный - неизвестно.




Возвращаемся в центр городка (Самтавро находится так сказать на околице истор.центра) другим путём, через улочку новостроев.


Оригинальное по форме сооружение, не помню что именно, центр чего-то там






Чудный дворик в старой части города. Я в него влюбился!




На выезде из Мцхеты фотографирую вид с мостика через Куру




Текстовая информация взята с сайта http://travelgeorgia.ru/ , и спасибо автору за этот проект, очень толково

Предыдущие фоторассказы о поездке в гостеприимную Грузию
День первый. Монастырь Алаверди. Монастырь Икалто. Усадьба Чавчавадзе
День второй. Крепость Ананури и горы Гудаури

путешествия, фото, Грузия, 2016г.

Previous post Next post
Up