Как Мух в ГРУЗИИ побывал и что он там видел. День второй. Горы Гудаури и замок Ананури

May 18, 2016 18:23

На второй день моего "грузинского турне" в Тбилиси нас ждала тотально пасмурная погода, и мой дорогой гид решил, что в таком случае стоит махнуть в горы - там на высоте тысяч метров дождя и хмурости может не быть, вполне может стоять ясная погода.

Военно-Грузинская дорога, петляя вверх и вверх, ведёт нас вначале вдоль Жинвальского водохранилища. Виды классные, жаль двух моментов: во-первых, пасмурная погода не позволяет рассмотреть во всей красе, в хорошую погоду вода изумрудно-бирюзового цвета, а во-вторых, уровень воды очень низкий.

Наш мини-джиппик :)

Как мне нравятся такие складки гор, укрывающие реку! У наших рек Южный Буг и Днестр тоже есть такие красивые участки.

Оглядываюсь назад - вон как лентой убегает дорога, которую мы уже проехали

Наша цель - горы Гудаури, а по пути к ним - замок Ананури, расположенный прямо на Военно-Грузинской дороге, практически нависающий над водохранилищем. В замок мы решили заехать на обратном пути но покажу я его сначала.

Почему-то я не сделал фото общего вида замка со стороны дороги, то ли отвлёкся, то ли дождь мешал, то ли сувенироторговцы. Так что вот он такой, на картине

(рисунок из сайта http://travelgeorgia.ru/)

Немного истории. Когда он построен, сказать сложно. Вроде бы одна из башен датируется 13-м веком. Примерно в 17-м века он был резиденцией арагвских эриставов. В то время вся долина Арагви являлась отдельным эриставством, как и долина Ксани. Замок ксанских эриставов находился около Ахалгори и они время от времени воевали с эриставами арагвскими.

Вдоль крепостных стен идём ко входу внутрь

Башенка-беседка

... и вид с неё на водохранилище. Воды нет совсем, можно по дну ходить. А я видел фото с полноводным бассейном - какая же красота!

У замка сохранился полный периметр стен, две большие башни и еще несколько мелких. В центре Круглая башня сейчас стоит без перекрытий, а у квадратной сохранились этажи и лестницы. На башню можно подняться до самого верха. Куда мы и направляемся.

Внутри обходим периметр замка вдоль стен

Вдали видна круглая башня

На переднем плане Спасский храм, иногда его называют храмом Девы Марии. Он старше Успенского, купол которого выглядывает сзади. Время постройки Спасского храма точно неизвестно - или конец XVI или начало XVII.

Поднимаемся в башню, из окон-бойниц видны купола храмов

Карабкаюсь в башне ещё выше - за красивым видом. Воды в водохранилище на момент нашей поездки нет совсем.

Главной функцией замка было перекрывать долину реки в узком месте. Внизу мимо замка проходит Старая Военно-Грузинская дорога - тот её участок, который был заброшен после постройки Нового Ананурского моста. Тогда трассу провели выше замка; современная трасса и мост, по которым мы и ехали, - новострой, а старая дорога и мост находятся ниже замка. Сейчас эта дорога частично затоплена водохранилищем, по ней еще можно проехать на юг от замка с полкилометра, дальше она уйдет под воду. При высоком уровне воды дорогу затапливает полностью вместе с мостом. На моём же фото с правой стороны как раз видно эту самую старую дорогу, здесь по ней запросто можно ехать.

Старый ананурский мост, судя по всему, раннего советского времени, время от времени тоже погружается под воду. Вот так он выглядит, когда вода в водохранилище есть (но не высокая, иначе мост совсем уходит под воду)

(фото из сайта http://travelgeorgia.ru/)

А вот как крепость выглядит в хорошую погоду да при воде (фото из интенета>

От центральной квадратной башни по шатким камням крепостной стены устремляюсь к круглой угловой, делаю панораму.
Тут уже хорошо видно почти все строения замка.

С исторической точки зрения, самое интересное в Ананури - это Успенский Храм. Он построен в 1689 году и является редчайшим случаем храма, построенного в XVII веке. Таких на всю страну два или три. Храм классический, купольный, на западной стороне - резные украшения: крест и виноград. Это удивительно по двум причинам. Во-первых, до таких изысков в Грузии не доходили руки с XII века. Во-вторых, храм построен почти вплотную к башне, которая и закрывает все эти украшения. Зачем надо было так строить - непонятно.

Крест и виноград

(фото из сайта http://travelgeorgia.ru/)

Росписи внутри сохранились только кусочками. Там можно найти изображения ассирийских отцов. Алтарь создавался грузинским художником около 1800 года, но по своему виду он совершенно не грузинский.

В прошлом замок был существенно больше размером. Современный замок - это его верхняя часть. Внизу были еще башни и какие-то стены, не дожившие до нашего времени. Туристы редко ходят ниже замка, а там имеет смысл пройтись - именно это историческая территория крепости. Любопытный Мух прошёлся, естественно :) Если спуститься от замка вниз, к водохранилищу, можно найти всякого рода загадочные развалины. От нижнего периметра стен уже ничего не осталось. Зато остался храм - уже в полуразрушенном состоянии.

Потоптал я подошвами дно водохранилища, пособирал камушки-булыжнички (вот только зачем? разве чтобы ветром мну не унесло))) и потопал к машине.

Горы Гудаури

Наши надежды на нулевую температуру и ясную погоду не оправдались, что стало очевидно ещё в дороге, по мере приближения к горному массиву и мы, и вершили гор терялись в тумане, поэтому во всей красе Казбек и другие вершины увидеть мне не удалось. А если ещё учесть, что когда мы поднялись вверх, Мух из-за перепадов атм. давления на высоте"поплыл" и вынужден был спешно реанимироваться (благо, в/в катетер после самолёта был ещё во мне) и отлеживаться, то скакать горным козликом, как он это любит обычно, не вышло. Но всё равно я мужественно вооружился камерой, капюшоном (ибо ко всему прочему ещё и дождь порадовал) и пошел к обрывам и смотровой площадке.

Гудаури - один из крупныйших туристических брендов в Грузии. Это горнолыжный курорт, один из самых популярных на Кавказе. Гудаури - это горы, отели, подъемники, лыжи, парапланы, фрирайд и кафешки.

Внизу в долине озеро (отсюда выглядит маленькой лужицей, да?)

Да уж, вершины в этом туманно-снежном мареве мне не увидеть

путешествия, фото, Грузия, 2016г.