Это было невероятное чтение. Бесподобно красивое, прекрасное. И - страшное. Пригвоздившее меня острым колом, порой - ржавым гвоздём. Я жил этой книгой в течение трёх неполных дней. Но и духу, силёнок не хватает написать на неё отзыв. Мощное эпичное полотно, о многих людях и жизнях, развернувшееся на фоне непростых, а подчас и страшных исторических событий африканской страны. Да не событий, а простой обыденности. Роман о жизни. ЖИЗНИ. О человечности и милосердии, доброте и сострадании, боли и страхах, надеждах и чаяниях, разочарованиях и предательстве, о любви родительской, сыновней, братской, любви упущенной и обретённой, искуплении и самоотречении; о борьбе внутренней духовной и борьбе за правое дело, страдании и выживании, силе и стойкости духа и тела... господи, обо всём, что несёт в себе само определение "жить", сколько ни вместит в себя чаша этого короткого и бездонного слова...
А какие здесь личности, какие Люди! Гхош, Хема, Матушка, Алмаз, Гебре, Сестра Мэри. Томас Стоун, Дипак, Циге. Хочется к каждому возвращаться мыслями, душой.
Мэрион-Шива... Шива-Мэрион... Как же я не ожидал такого финала. Или - не хотел, не допускал, гнал от себя? Почему решил, что всё будет хорошо? Потому что это Америка, страна надежд и благополучия? Или потому, что это ты, Мэрион, рассказываешь сейчас мне, а значит, всё в порядке?..
Мэрион, Мэрион. Знаешь ли ты, понял ли ты сам, что твой дар, твой, не Шивы, хоть вы и одно целое, -не медицина, не чутьё, не хирургия. Твой дар - ЛЮБИТЬ.
-------
И для меня, как ни странно, учитывая интерес к теме, это менее всего книга о медицине и медиках. Особенно там, где это Америка. Не ново, обыденно, буднично. Ну, фактура. Не более. Буквально несколько моментов вызвали почти восхищение, и то - людьми, делом.
Вот там, где всего несколько хирургов Миссии всеми силами, просто выполняя высокий долг Доктора и Человека, совершали ни много ни мало подвиги во имя спасения жизней в сложное время и без порой без самого необходимого, или просто недостаточного, когда остальной цивилизованный мир вовсю пользовался благами и достижениями науки, - вот это потрясало, цепляло и брало за душу, за шкирку.
Интересной оказалась книга и с точки зрения исторического контекста, т.к. об этой стране Африки, об Эфиопии (да, впрочем, и почти всех остальных), мне неизвестно практически ничего. Ни о культуре, ни об истории А здесь жизнь изнутри, да ещё и в самый, наверное, сложный её период 20 века. Перевороты, бунты, терроризм. Император, военные. История, быт, культура. Было интересно, хоть и не всё понятно (признаюсь-покаюсь, мне было лень лазить даже в Вики за пополнением информации, настолько меня захватила и не отпускала сама сага, сами люди).
Тем, кому интересна тематика этого романа, как медицинская, так и социальная, могу ещё обратить внимание на книгу кардиохирурга
Кристиана Барнарда «Нежелательные элементы» *, в 1967 году совершившем первую в мире пересадку сердца от человека к человеку. Роман также, как и книга Абрахама Вергезе, посвящён и этическим проблемам профессии врача, обусловленным жестокой политикой апартеида (расизма) в ЮАР во второй половине 20 века. Очень рекомендую. Медицинская сторона вопроса здесь также далеко не главная перед человеческой, этико-моральной. Такие факты узнаются, почище американского расизма, особенно потому, что цена здесь высока - человеческие жизни. Не всё в книге гладко (да и кому такие интересны?), не каждый герой и поступок достойны, но равнодушной вряд ли оставит, пищи для размышлений в ней хватает.
*сам Кристиан Барнард и его революционная операция, кстати, тоже вскользь упоминается в «Рассечении Стоуна».
АННОТАЦИЯ
Большой эпический роман, написанный одним из самых авторитетных врачей мира.
«Рассечение Стоуна» - история любви длиною в жизнь, предательства и искупления, человеческой слабости и силы духа, изгнания и долгого возвращения к корням.
В миссионерской больнице Адис-Абебы при трагических, истинно шекспировских, обстоятельствах рождаются два мальчика, два близнеца, сросшихся затылками, Марион и Шива. Рожденные прекрасной индийской монахиней от хирурга-англичанина, мальчики осиротели в первые часы жизни. Искусство и мужество врачей, разделивших их сразу после рождения, определило их жизнь и судьбу. Мэрион и Шива свяжут свою жизнь с медициной, но каждый пойдет своей дорогой. Их ждет удивительная, трагическая и полная невероятных событий судьба. Абсолютно счастливое детство и драматическая юность, поиски себя и своих корней, предательство и страстное желание искупить вину, любовь, похожая на наваждение, и ревность, изъедающая душу. И все это под сенью медицины. Что бы не происходило в жизни героев этого воистину большого романа, как бы не терзала их судьба, главным для них всегда оставалась хирургия - дело, ради которого они пришли в этот мир.
Абрахам Вергезе - выдающий доктор, светило в области физиотерапии, один из самых авторитетных врачей Америки. Его первый роман стал большим событием, удивительная проникновенность и достоверность, глубочайшее знание профессии и великолепный литературный стиль позволяют назвать книгу Вергезе одним из самых значительных медицинских романов последнего столетия.