Часто ли вы посещаете церковь? Я -- так постоянно. Правда с несколько отличной от порядочного христианина целью -- прикосновения к старине. Ведь церкви, храмы, соборы прошлых веков практически единственные массово сохранившиеся на нашей земле свидетели эпохи, которую невозможно увидеть на фотографиях или видеозаписях.
Для меня они своего рода окна, позволяющие одним глазком заглянуть в прошлое. Многие из этих окон настолько пострадали от векового запустения, что сквозь грязь, трещины и паутину в них практически ничего не разглядеть. Но есть и такие, которые даже будучи лишенными хозяйской заботы продолжают пропускают через себя свет с противоположной стороны. Их то я и стараюсь отыскать каждый раз, планируя очередной выезд навстречу прекрасному. А ехать за подобными чудесами приходится, как правило, не одну сотню километров и хорошо еще, если при этом не потребуется пробиваться сквозь топи, буреломы и прочие природные аттракционы.
Поэтому, озадачившись в конце марта вопросом, куда можно интересно съездить одним днем, я сразу заложил радиус в 250 км, который позже увеличил до 300. Довольно скоро мне на глаза попался возвышающийся в чистом поле грандиозный храм почти у самой восточной окраины Рязанской области. Одна беда -- Яндекс оценил его удаленность по дорогам более чем в 400 км. В принципе, вполне посильно, но путешествие в таком случае намечается скорее ради самого процесса. В итоге, я нашел еще 2 интересные точки поближе и решил доехать сперва до них, а там уже как пойдет. Но координаты грандиозного храма на всякий случай записал тоже.
Забегая вперед, скажу, что все намеченное удалось реализовать, пройдя вот таким вот кольцевым маршрутом по 12 районам Рязанской области:
Гусь-Железный
Все увиденные в этот день достопримечательности для меня объединились общим вопросом: как и зачем в небольшом селении появилось совершенно не соответствующее ему величественное сооружение? И первым пунктом здесь выступил поселок Гусь-Железный, который в изначальных планах к посещению не значился, но поскольку дорога все равно проходила через него, небольшая остановка пришлась кстати.
Сказочное название Гуся-Железного объясняется довольно банально: непосредственной близостью реки Гусь и существовавшим здесь когда-то чугунолитейным заводом. Построил все это Андрей Баташев -- один из братьев-основателей поселка (к слову, в столице он тоже
отметиться успел), про которого ходит множество легенд. Например, о том, что он был масоном и еще, что велел вырыть подземный тоннель аж до самого Касимова, а это даже по прямой около 20 км. Якобы весь поселок под землей полый и периодически в эти полости с поверхности падают бульдозеры.
Однако, подземный туннель доподлинно никто никогда не видел, а собор -- вот он. Чуть развалился от времени, но до сих пор выполняет свои функции и поражает воображение грандиозностью.
Стоящие у входа автомобили позволяют оценить размер сооружения
Пёт
Двигаемся дальше в глубь области, оставляя позади города и сменяя междугородние трассы на пустынные сельские дороги. Вот и первая из намеченных точек -- село Пёт, расположившееся на берегу одноименной реки. Выглядит оно довольно пустынно, несмотря на присутствие тут и там осовремененных домов со спутниковыми тарелками. Посреди всего этого безмолвия возвышается диковинный "теремок", опять же, очень нескромных размеров.
Информации о нем удалось найти немного. Известно, что храм относительно новый -- начала прошлого века. Построен по заказу владельца местной крахмально-паточной фабрики. Остается только гадать, что заставляло людей в те времена вкладывать деньги в подобные сооружения. Но с уверенностью можно сказать, что делалось это с душой и со знанием дела, потому и сейчас, когда имена инвестора и архитектора давно стерлись из народной памяти, их творение продолжает поражать воображение обывателя.
Нестерово
Расположенное неподалеку от Пёта село Нестерово производит более живое впечатление. Не иначе как местный спиртзавод тому причиной. Он, однако, никак не объясняет появления в селе необыкновенной церкви двумя веками ранее. Какое-то невразумительное обстоятельство помешало мне заснять толковый общий план, но церковь поражает красотой и неплохой сохранностью еще на подъезде.
С историей возникновения здесь полный мрак: вроде бы построена на деньги некоего купца Нестерова, но отчего с таким размахом и почему именно здесь -- непонятно. Даже с точной датой историки определиться не могут: по одним данным это 1707-й год, а по другим 1785-й. Но в любом случае, работа вызывает уважение. Торчащая рядом промышленная постройка с выложенным числом 1989 в плане сохранности выглядит примерно также.
С архитектурной точки зрения наиболее примечательный элемент нестеровской церкви -- арочная лестница, ведущая от колокольни на второй этаж. Там, помимо прочего, предусмотрен обзорный балкон, по которому до сих пор можно прогуляться -- довольно необычная деталь для религиозного сооружения.
Но самое яркое впечатление на меня произвел подъем на колокольню. Заглянув в еле заметную "бойницу" в одной из ее опор я обнаружил ступени. Внутри настоящий праздник клаустрофоба: темно и очень тесно. Лестница круто уводит вверх по периметру квадратного сечения колокольни и заканчивается открытой площадкой на уровне второго этажа церкви. На следующий ярус ведет другая -- не менее крутая и тесная, но уже винтовая. Немедленно вспомнил подобные лестницы в
одном белорусском замке.
Богоявление
И вот наконец-то он самый -- одинокий храм посреди заснеженного поля -- тот самый объект за 400 км, который изначально привлек мое внимание и заставил задуматься о том, готов ли я ради него провести день за рулем.
К сожалению, в нынешнем своем состоянии выглядит он как-то особенно угнетающе. Виденные в сети фотографии, вероятно, были сделаны несколькими годами ранее, когда сохранность была получше. Вдобавок ко всему, доступ внутрь прегражден свежими решетками и массивными железными листами. Я поймал себя на мысли, что если б приехал сюда прямиком из дома, был бы немало разочарован таким поворотом событий.
Что касается истории, то здесь, по аналогии, с предыдущими местами, все туманно. Судя по карте, существовавшее на этом месте село носило название Богоявление. Пишут о его торговой значимости и том, что инициативная группа местных купцов однажды задумала выстроить нечто из ряда вон. В общем-то, даже глядя на то немногое, что дожило до наших дней я признаю, что задумка удалась.
С такого ракурса здание больше всего напоминает
печку из "Тридевятого царства"
Дорога
Все путешествия с учетом гуляний заняло около 15 часов, за это время одометр насчитал 840 км -- пожалуй, мой самый длительный суточный заезд без сменщика. Помогал тот факт, что большая часть маршрута пришлась на светлое время суток. Зато половина темного сопровождалась метелью, которая моментально раскатывалась в слякость и оседала на стекле, норовя затруднить и так неважную видимость на неосвещенных участках.
По покрытию, опять же, самые сложные участки пришлись на дневную часть, когда я еще был в состоянии вдумчиво уворачиваться от ям.
Егорьевское шоссе до Спас-Клепиков и немного за ними в относительно неплохом состоянии (для весенней российской дороги). Но в Туме это заканчивается настолько резко, что заставляет оттормозиться даже тех, кто привык игнорировать знак 40. Здесь же как бы невзначай висит здоровенный агитплакат о состоянии дорог с нарисованным роскошным Мерседесом. За что агитируют я уже не помню, хоть и видел его еще в прошлый заезд, но сам по себе факт интересен.
Далее через Гуся, Касимов и до Сасово покрытие примерно одинаково печальное. Где-то на участке Касимов - Пителино наблюдается интересный эффект: островки нормального покрытия метров по 100, после которых обязательно стоит щит, сообщающий о том, что следующие 4 км будут полным расстройством. Ну, как говорится: ты когда границу пересекал красный флаг видел?
Самый запоминающийся -- участок Сасово - Шацк. По такой стиральной доске я не ездил давно. В советские времена для испытания колесной техники специальные полигоны строили с искуственными неровностями, а тут даже ехать никуда специально не надо. Если доехал своим ходом -- испытания прошел. Сам Шацк тоже как после авианалета.
Зато М5 вплоть до самой Рязани везет неплохо. Отремонтированный в 2011-м участок на подъезде к городу и вовсе автобан.
ЗЫ: Уже совсем скоро мне предстоит пройти половину этого маршрута в обратную сторону, но сопровождаться это должно уже более соответствующими времени года иллюстрациями.