Призрак "Крымской весны".

Mar 06, 2019 00:05

Посвящается 5-летию затопления БПК "Очаков" в озере Донузлав.
---
Проект 1134 (А, Б) родился в кабинетах конструкторского бюро ЦКБ-53 в результате стремления инженеров объединить в одном корпусе достоинства кораблей двух проектов: ракетных крейсеров пр.58 (тип "Грозный") и больших противолодочных кораблей пр.61 (тип "Комсомолец Украины"). Проект 1134 первой генерации в целом повторял корпусные линии ракетных крейсеров пр.58 и относился к классу больших противолодочных кораблей. Позже корабли пр.1134 отнесли подклассу ракетных крейсеров.
[Описание развитие проекта 1134]Однако стремительный рост угрозы ядерного удара с моря и воздуха быстро образумил руководство ВМФ СССР и начиная с третьего корпуса крейсеров пр.1134 было принято решение строить противолодочные корабли по мод.проекту №1134А.
Корабли данного проекта получили флотскую кличку "азы" и благодаря решению конструкторов разместить в носовом бульбе станцию ГАС - обрели более стремительный внешний вид, чем пр.1134.
Кроме того, опыт серийного производства первых в мире кораблей пр.61 (тип "Комсомолец Украины") с газотурбинной двигательной установкой (на дизельном топливе) в 60-х г.г. ХХ века было решено перенести в корабли пр. 1134Б. Дополнительным фактором перехода от "пара к газам" являлась перегруженность Кировского завода в Ленинграде заказами на ПТУ.
Стремление проектантов увеличить дальность хода до невменяемых 9000 (7000) морских миль привела к созданию ГТУ с раздельными силовыми установками: маршевой (две турбины) и форсажной (4 турбины). В реальности же корабли очень редко совершали походы только на маршевых турбинах (экономия топлива), т.к. это сильно снижало реальную скорость движения до 15 узлов. Да и кушать-то вы что будете в течение 9000 миль ? Переход кораблей на двигательные установки с ГТУ вместо паровых турбин был обусловлен перегруженностью Кировского завода в Ленинграде.
Основным назначением кораблей пр.1134А, 1134Б было обеспечение ПВО и ПЛО соединений боевых кораблей; поиск, слежение и уничтожение подводных лодок в удаленных районах морей и океанов.


На рубеже 90-г ХХ века произошло массовое списание (14 корпусов) ракетных крейсеров пр.1134 и противолодочных кораблей пр.1134А. До нашего времени в металле дошли два корабля - это БПК "Керчь", ожидающий то ли списания в слом, то ли обретения статуса музея. И крейсер "Очаков", послуживший как по прямому боевому назначению, так и в качестве зеркала коррупции 2000-х г.г.
Ровно 5 лет назад выпотрошенный остов "Очакова" послужил еще одной, не очень благородной цели. Но обо всем по порядку.



I История корабля
2. Большой противолодочный корабль "Очаков" был заложен на ССЗ им. 61 Коммунара (Николаевский судостроительный с 2017 г.) 19 декабря 1969 года, спущен на воду и через 1,5 года включен в состав флота СССР в 1973 г. На Черноморском флоте "Очаков" зачислили в состав 30-й дивизии надводных кораблей.


Фото из архива Колокуцкого И.П., примерно 1973г.

2.1 В 1974 году БПК "Очаков" посетил министр обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Гречко.


По центру Маршал СССР Андрей Гречко. Справа - Андрей Касатонов. Фото из личного архива Касатонова

[В 2019 году Андрей Касатонов дал интервью..]В 2019 году Андрей Касатонов дал интервью "Флоту 21 века", где рассказал какой он спаситель Черноморского флота. Все это скорее так, но дальнейшие его действия в 90-х г.г. вызывают у рядовых моряков и гражданского персонала немного негатива. Как то: списание БПК "АЗОВ" с новой ЗРК "Форт". "Очаков" был старее и в худшем состоянии. Списание уникального спасательного судна "Эльбрус"...так же приписывают Касатонову, - не знаю насколько обоснованно. Через 4 года этого судна не хватило при спасении АПЛ "Курск"

3. Корабль принимал активное участие в флотских учениях “Океан-75” и “Крым-76”; трижды объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота.


Крейсер "Очаков", 1979 г.

4. "Очаков" ежегодно наносил дружеские визиты в иностранные порты стран НАТО и Варшавского договора.


Визит БПК "Очаков" в Стамбул (26 - 31 марта 1987 г.)

5. В 1980 году корабль встал на капитальный ремонт в “Севморзавод”, длившийся почти 5 лет. Обновленный крейсер принял участие в съемках кинофильма "Одиночное плавание". Люди, которые до конца его жизни интересовались и интересуются его судьбой, сделали вот эту подборку кадров из киноленты:

image Click to view



5.1 Спустя 7 лет флотской службы "Очаков" снова поставили в ремонт. В 1993 году на корабле возник пожар, существенно ухудшивший состояние немолодого "беркута". Несмотря на пожар, развал СССР, плохое финансирование и моральное устаревание, на корабле продвигался вялотекущий ремонт и "модернизация" в "Севморзаводе".


6. Флотское руководство рассчитывало, что примерно к 2005 году ремонт будет завершен и корабль снова войдет в состав сил постоянной боевой готовности. Ниже приведены предполагаемые варианты модернизации БПК "Очаков":





http://forums.airbase.ru

II Ремонт, ушедший в вечность, минуя небеса.

7. Ремонтные работы проводились силами ООО "Лазаревское адмиралтейство" , работавшего на производственной площадке "Севморзавода".


8. 30-летие корабля ознаменовалось его очередным докованием. Нигде ранее не публиковавшиеся кадры ремонта БПК "Очаков" в Севморзаводе в период 2002-2004 г., были любезно предоставлены Романом Romich82, пришедшем на завод как раз в период активного ремонта корабля.


Буксировка БПК "Очаков" в сухой док, январь 2003 (2002?)

8.1 Буксиры оттягивают корабль от причальной стенки. На башнеподобной мачте еще установлена огромная антенна РЛС "МР-600". Через 2 года антенну демонтируют, по сути - навсегда.


январь 2003

Мне удалось побеседовать с автором фотографий ремонта БПК "Очаков", сделанных в 2002 и 2004 году - Романом. Он рассказал запомнившиеся ему детали ремонтного процесса "Очакова" и поделился своими воспоминаниями о работе на Севморзаводе, начиная с 2002 г. Хронология несколько нарушена, чтобы отделить "Очаков" от другого объекта

9.
- Роман, а какие настроения тогда царили на заводе?
- Годы 2002-2004 это годы рассвета СМЗ(относительного, конечно) после разрухи 90-х. Как вы наверно знаете, завод вел ремонт двух заказов - это " Очаков" и "Б-380". Проект "Очакова" постоянно корректировали, менялся состав вооружения, планировалась серьезная модернизация, но сложно вести работы, когда проект постоянно меняют и до конца нет понимания, что будет. даже с учетом того, что еще велись работы по демонтажу оборудования...>>


январь 2003

10.
">>...на заказах работали спецы со всей Украины + привлекали контрагентов с РФ. Например подлодка (т.к. я работал на Б-380, то ситуацию по ней знаю лучше): вентиляцию на лодке делали спецы с ФСК "Море". Общие системы трубопроводов - спецы "61 Коммунара". Ремонт торпедных аппаратов - спецы со "Звездочки" + на подхвате ФСК "Море". Ремонт ТПЗ и УБЗ (торпедопогрузочные устройства и устройства быстрого заряжания) спецы с Мурманска+ контрагенты по конкретным изделиям. Что делать с системами ТА вообще было непонятно, т.к. спецов по ним не было вообще. Планировали привлечь тоже Звездочку, но тут случилась остановка..." (Об этом чуть позже -прим.авт.)


Подводная лодка "Б-380" у причальной стенки Севморзавода. 26 ноября 2004 г.

11.
- Поступив на работу в "Севморзавод", какие работы вы выполняли?
- Наш участок занимался демонтажем оборудования. А именно всяких шкафов управления вооружения (на БПК "Очаков"). На тот момент это уже был пустой корабль. Там почти все было демонтировано. За исключением этих самых шкафов, радиолокационных антенн, ангаров.Мне запомнилось две вещи:
а. Демонтаж конвейера хранения и заряжения ракет ЗРК "Шторм". Это огромное помещение в несколько этажей в котором реально находился конвейер. Все это нужно было порезать и выгрузить..


26 ноября 2004 г.

12.
"... b. Демонтаж(в апреле 2005) главной радиолокационной антенны МР-600 (это самая большая антенна, по центру корабля). Это было событие!
Ее демонтировали когда корабль был в доке, стропили и резали на мачте, потом погрузили рядом с кораблем, в доке. Когда ее опускали на дно дока, ее размеры были просто огромными. Было впечатление, что еще чуть-чуть, она упадет на корабль и завалит его.
К сожалению, я так и не нашел фото этой антенны в доке..."


26 ноября 2004 г.

13.
"..еще запомнилась постановка в док(январь 2005). Корабль очень долго не проходил докование и были опасения, что металл настолько прогнил, что после откачки воды, он просто развалится из-за коррозии(глупость конечно, но такие разговоры ходили). Народу собралось это посмотреть... но все конечно обошлось"


14.
"..Удивлялся как работали клепщики металла. Когда они скрепляли заклепками листы, шум был адский. Реально приходилось пробегать там где они работали, не представляю, как они весь день этим занимались. Даже с учетом берушей. Ну и еще сильнейшие удары по рукам от заклепочника (пневматический клепальный молоток - прим.авт.). Мне говорили, что на этой профессии долго не задерживаются, мышцы начинают отслаиваться от костей(так мне сказали)."


Слева сварщики, справа - заклепщик (судя по пневмошлангу). 26 ноября 2004 г.

15. Результат совместной работы бригады сварщиков и заклепщиков - новая панель основной надстройки корабля.


26 ноября 2004 г.

16. Сварка-резка переменного пояса - места на корабле, наиболее подверженного коррозии. Здесь стыкуется алюминиевый сплав и сталь. Не знаю как их соединяют сваркой, если исключены из техпроцесса заклепки.


26 ноября 2004 г.

17. Панель надстройки основной палубы, подготовленная к замене. На палубе лежит новый лист металла.


26 ноября 2004 г.

18. Распределительный щит питания обмоток размагничивания.


26 ноября 2004 г.

19. Свалка хлама и учебный щит с компонентами ГРЩ и распределительных щитов перед входом в носовую электростанцию (НЭС)


26 ноября 2004 г.

"Времена 2002-2004 г.г. считаются периодом рассвета Севморзавода (относительно 90-х г.г.), когда на заводе кипела жизнь благодаря переданным в ремонт объектам "Б-380" и "Очаков".
Проект БПК "Очаков" постоянно корректировали, менялся состав вооружения, планировалась серьезная модернизация, но сложно вести ремонтные работы в условиях бесконечных корректировок проекта модернизации. Отсутствовало и финальное представление о том, к чему должна привести модернизация. Помимо этого, демонтаж оборудования продолжался на всем протяжении ремонта корабля.

На Б-380 модернизации было меньше, работали по ремонтной ведомости от 1992 года. Но ввиду того, что лодка древняя, многого оборудования банально не возможно было купить, т.к. уже не было самого предприятия, которое его производили. В 2002 году наши спецы с завода ездили на СФ и снимали со списываемых лодок то, что еще могло послужить." (С) Роман

20. Примерно в году 2006-м очередная комиссия осмотрела БПК "Очаков" и выяснила, что замена всех кабель-трасс потребует раскурочить все водонепроницаемые переборки, что заметно удорожает ремонт корабля. Снова заговорили о целесообразности ремонта "Беркута" и его списании в утиль. (С)


Противолодочный крейсер "Очаков" в Севморзаводе, июль 2006 года

21. "К лету следующего года (2007) ремонт "Очакова" был прекращен. Тех работников, кто еще не сбежал с завода - перекинули на подлодку "Б-380". Объемы работ на ПЛ объективно были меньше, чем на БПК, соответственно и платили меньше. В феврале 2009 г. приехала комиссия от флота, проверить ход работ по "Б-380", по результатам проверки было сделано заключение - ремонт ДПЛ "Б-380" не целесообразен. Руководство пыталось опротестовать, но их никто не слушал, да и по совести это было верное решение. Тем более, что в 2010 начали строительство 6 Варшавянок."

Из выделенных на ремонт 1,2 млрд. руб., было потрачено около 800 млн.руб, что по курсу 2007 года составило примерно $23 000 000. Двадцать три "лимона" в никуда..
Подлодка "Б-380" по сей день стоит в доке "ПД-16"


Фото http://www.deepstorm.ru, прим.2004й год.

Итак, 21-го сентября корпус БПК "Очаков" был отбуксирован и поставлен в док для подготовки к буксировке на слом. Закончилась эпопея крупнейшего воровства казенных денег на ЧФ, начатая адмиралом Касатоновым. Пользуясь служебным положением этот нехороший человек (а на том, что Касатонов человек нехороший, я настаиваю) пустил на слом в 90-х БПК "Азов", который находился в гораздо более хорошем состоянии и, что самое главное - в строю!!!, что для 90-х вообще не характерно. Списание "Азова" Касатонов аргументировал расходом денег на ремонт "Очакова", который, де должен был стать чудо-кораблем с новыми состема вооружений. Не стал - всё разворовали. А "Азов", единственный БПК с современным флотским ЗРК дальнего действия пустили на иголки ... Теперь и "Очаков" в тот же путь готовят ... Зла не хватает. (С)lenivship, 2008 г.

22. Корпус "Очакова" был уведен в плавдок "ПД-30" (для последующей конвертации) в сентябре 2008 года. На этом тлеющая надежда восстановления корабля завершила свое существование, а разум восторжествовал.


20 (21) сентября 2008 г.

23. Корабль поставили на отстой у Троицкой балки.


24 октября 2008 года, фото Антон Празукин

24. Большой противолодочный корабль "Очаков" был исключен из состава ВМФ РФ 20 августа 2011 года.


БПК "Очаков" у причалов Троицкой балки.

По этому печальному для моряков случаю, было устроено торщественное прощание с флотской единицей по имени БПК "Очаков":

image Click to view



Корабль списали, флаг спустили, моряков распустили. А как же работники "Лазаревского адмиралтейства" ?

III Адмиралтейство ржавых адмиралов

25. "Пока директором был Сидоренко Иван Никифорович, возможно еще была надежда. (для работы завода. - прим.автора) Он вообще был фанат своего дела, жил работой и заводом, его знали на флоте и он многих знал там, но он погиб в автокатастрофе. Его приемник Криц М.П. (пролоббирован военными) выступал скорее с позиции представителя заказчика, нежели как директор завода. Как только прикрыли "Очаков", он тут же свалил." (С) Роман


2004 год

26 . "..вообщем я сам сидел и думал, а что дальше?! Перспективы не было видно, жили одним днем, есть работа, есть з/п. По большому счету, правильно , что прекратили этот вечный ремонт. Тупая трата денег. Особенно в те годы .." (С) Роман


2004 год

"После Севмормаша (дочки АО "Севморзавод") я случайно устроился на работу в Лазаревское адмиральтейство. Еще когда работал в Севмормаше, я слышал, что там якобы платят больше и регулярно.Так и оказалось. Просто пришел в отдел кадров, спросил есть ли вакансии и меня взяли (такое впечатление, что там брали всех).После разрухи в Севмормаше, меня поразило Адмиралтейство: куча молодежи (в СММ одни пенсионеры), девочки красивые по коридору ходят,кругом компьютеры с ЖК-мониторами, вообще впечатление было ого-го. Проработал там без малого 5 лет. Смерть старого директора (автокатастрофа), приход нового, массовые сокращения, задолженности по зарплате - такими событиями ознаменовался 2009 год для Лазаревского Адмиралтейства. Тогда уже начались перебои с з/п и платили ее только после того, как на заводе продавали материалы со склада, некоторые брали материалом и потом удачно его перепродавали" (С) Роман

Справка:

ООО "Лазаревское адмиралтейство" (дата регистрации: 25.06.1999) было создано как совместное российско-украинское предприятие: с украинской стороны учредителем выступил ОАО "Севастопольский морзавод" , с российской - частный инвестиционный фонд IGVK . По открытой информации это было предприятие с сомнительным юридическим статусом , находящееся на территории зарубежного государства в юрисдикции украинского налогового законодательства . Предприятие за последние годы своей работы получило ( по линии российского гособоронзаказа порядка) финансирование 4 млрд.рублей.
http://sudostroenie.info/predprijatija/168.html


27. Оставив в феврале 2009 года ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" без работы, Министерство обороны РФ до октября 2011 года уклонялось от всех переговоров по БПК "Очаков" и Б-380, от выполнения собственных приказов и распоряжений по прекращению заказов и проведению расчетов за выполненные работы, всего в сумме 401 млн. рублей за БПК "Очаков" и 95 млн. рублей за БПЛ Б-380. Российско-украинское ООО «Лазаревское Адмиралтейство» стало стремительно наращивать долги по зарплате, достигавшие от 60 до 70 тыс. грн. в месяц. Массовые увольнения людей привели к росту задолженности до 200 тыс. грн. в месяц. В 2012 году долг почти полностью погасили, однако не рассчитавшись до конца с Пенсионным фондом Украины.





28. Прошедший 18 февраля 2013 года митинг на пл. Нахимова, с целью привлечь внимание Министра обороны С. Шойгу и президента Путина на проблемы задолженности, выявил не лучшее отношение министерства к своим профильным и гражданским предприятиям, обслуживавшим интересы военных. Оказывается любящим Россию работникам не спешили платить во время зарплату. Несколькими годами ранее такая же ситуация складывалась на ключевом для ЧФ предприятии - 13 СРЗ в Килен-бухте.






28.1 Никуда без каши в головах и полного сюра...


18 февраля 2013 года, фото http://blackseafleet-21.com

29. По прошествии 1 года Хозяйственный суд Севастополя признал банкротом общество с ограниченной ответственностью совместного российско-украинского предприятия «Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское адмиралтейство» и постановил ликвидировать предприятие в течение года. Соответствующее постановление от 16 января 2014 года по делу № 5020-4/239 размещено в Едином реестре судебных решений Украины. Ходатайство профкома завода, в котором профсоюз просил суд принять решение и обязать руководство предприятия полностью погасить задолженность по зарплате и перед Пенсионным фондом, а также рассчитаться по обязательствам действующего коллективного договора, было отклонено.
Свои деньги рабочие должны были получить по закону о банкротстве. (С)


18 февраля 2013 года, фото http://blackseafleet-21.com

30. Казалось бы все...плакаты на склад, жалобы оставить при себе, письма в костер, историю "Лазаревского адмиралтейства" на полку, но не тут-то было. Предполагаемый срок банкротства "Лазаревского адмиралтейства" в 12 месяцев был прерван "Крымской весной". И в 2016 году предприятие снова возродилось, возможно только на бумаге.



31. По данным портала "За честный бизнес" уставной капитал составляет 3 263 694,84 руб. (57 % принадлежат ООО "Рента", 43% ПАО "Севастопольский морской завод"), есть 10 судебных производств, но предприятие не сдает налоговой отчетности, что означает неработоспособность или неподчинение ФСН РФ.


Фото https://sevkor.ru

"Лазаревское адмиралтейство" и крейсер "Очаков" стали неразлучными на многие годы. И как ЛА возродилось, так и "Очаков" пригодился в 2014 году для неблагородной цели...

IV Затопление "Очакова" в устье Донузлава

32. Бегство Януковича (а может переманили) в феврале 2014 года из Украины и его просьба о введении войск в Украину открыло широкую дорогу наглых действий Российской Федерации на территории Крыма. 01 марта Совет Федерации РФ одобрил использование вооруженных сил РФ на территории Украины.


33. Вечером 05 марта 2014 веб-камера, направленная на Артбухту зафиксировала объекты, похожие на буксир и корабль, по очертаниям подходящий под "Очаков".


34. На утро 06 марта 2014 года предположения, что из Севастополя утащили остов "Очакова" - подтвердились. Корпус корабля был затоплен в устье озера Донузлав. Таких вероломных действий на территории братского государства никто не ожидал. Если у соседа горит дом - это не повод украсть у него приглянувшуюся тачку.



Комментарии командира бригады надводных кораблей ВМС Украины капитана 2 ранга Виталия Звягинцева телекомпании "БРИЗ".

image Click to view



35. Затопленный "Очаков" и еще несколько более мелких водолазных ботов перекрыли фарватер, по которому корабли ВМСУ могли бы покинуть Донузлав.


Рассказ очевидца событий утра 23 марта - Антона Блинова, когда часть базы в Новоозерном была захвачена, а три корабля на рейде решительно не желали сдаваться.
Над Донузлавом был утренний туман, сильный и плотный, такой, что уже в 50 метрах не было видно ничего. "Очаков" с мола то лишь чуть виднелся своей кормой, то исчезал в пелене полностью. Стояли. Курили. Ждали когда рассосется.

А вот потом, через некоторое время... На входе в озеро, вокруг "Очакова", началась настоящая войнушка, буквально в 100 - 150 метрах от нас, которую мы очень даже хорошо слышали, но из-за плотного тумана не видели от слова "совсем". Шум турбин справа, со стороны озера. Шум слева, со стороны моря. Раз несколько - вой сирен, гудки машин с противоположного берега. Какие-то металлическо-тарахтящие звуки со стороны затопленного "Очакова". Крики и мат. Периодически, со стороны моря, когда чуть рассеивался туман, были видны силуэты то морского буксира, то ракетного катера. По громкой трансляции с буксира - "экипажу приготовиться к отражению атаки", на ракетном катере - "боевая готовность номер один"...

Все продолжалось где-то полчаса, потом стихло. Впоследствии узнал, что именно тогда, в воскресенье утром, МТЩ "Черкассы" нашел дырку между "Очаковым" и затопленной ВМ-кой, пытался в нее просочиться, но нашим буксиром был затолкан назад. (С) Антон Блинов

36. Через 2 дня - 25 марта, не сдававшийся много дней тральщик "Черкассы" и не нашедший поддержки у близнеца "Чернигова" (чтобы отбуксировать затопленную ВМ) был захвачен. Пал последний оплот ВМСУ в Крыму. Большинство офицеров и матросов сдались и перешли на сторону РФ, забыв о присяге.


Так началась печальная история захваченных кораблей ВМСУ, медленно превратившихся в "Призрачный флот", о котором я расскажу в будущих заметках.

Как проходил захват тральщика рассказал старший минер, артиллерийской минно-торпедной боевой части, старший матрос корабля "Черкассы", Александр Гутник.

image Click to view



37. Специальный отряд судов Черноморского флота приступил к операции по подъему БПК "Очаков" уже 07 апреля 2014 года.



38. Работы завершились 7 сентября того же года. "Очаков" отбуксировали в сторону и посадили вертикально килем на мель.


39. В настоящее время "Очаков" стоит ровно на том месте, где и был посажен на мель 5 лет назад, напоминая каждому жителю полуострова ровно о том, о чем он выбрал помнить или забыть.


15 апреля 2017 года

40. И даже в состоянии полного металлолома продолжает служить... в качестве источника добычи - то ли металла, то ли моллюсков. Обратите внимание на голову в воде.


15 апреля 2017 года

41. Заготовленный мешок и... черный силуэт ныряет внутрь корабля.



42. В Новоозерном установлен "памятник" событиям 2014 года. На этом месте планируется разбить небольшой парк и уже высажены молодые деревья.


Что будет дальше с "Очаковым" - мало известно и малоинтересно. Находясь в затопленном состоянии, он каждому посетителю 5-го городка пос. Новоозерное лучше всяких камней напоминает о "Крымской весне" 2014 года, о том как некогда братские народы в один миг стали врагами, и не в самой близкой перспективе смогут снова присесть вместе перед хатой и поговорить....

[Источники, использованные при подготовке материала]http://news.sevas.com/
https://delo.ua
https://anton-blinov.livejournal.com
http://www.deepstorm.ru
http://russianships.info
https://zachestnyibiznes.ru
http://forums.airbase.ru
https://ru.wikipedia.org
http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?p=1102103&highlight=#1102103
http://lenivship.livejournal.com/115090.html
https://helpiks.org
http://blackseafleet-21.com/
http://navsource.narod.ru
http://reyestr.court.gov.ua/
https://newdaynews.ru/sevas
Личный фотоархив Романа

2014, Очаков, Новоозерное, 2017, Крым

Previous post Next post
Up