Тут это… мы тут случайно с Ксенией и детьми съездили в круиз Москва - Коломна - Рязань - Касимов - Муром - Павлово - Нижний Новгород на самом современном на данном момент (построен в 2024 году) круизном теплоходе, точнее, колёсном (!) дизель-электроходе (!!) России - «Ауруме».
Почему случайно? Потому что я о новом теплоходе слышал только краем уха. Когда мне удалось-таки перенести неделю отпуска на ту неделю, когда у жены день рожденья и у нас годовщина свадьбы, я начал смотреть всякие варианты, но на привычных поисковиках круизов вариантов толком не было - то мест не было уже, то слишком дорого, то поездка туда, где мы уже были. Казалось бы, пора думать про что-то абсолютно иное. И тут я вдруг вспомнил, что нижегородская компания «Гама» по каким-то своим соображениям в поисковиках не светится, зашёл к ним на сайт - и бац, как раз рейс «Аурума» идет в нужные нам даты. Больше того, я боялся, что он будет стоить астрономических денег, но после обсуждения с менеджером цена маршрута от Москвы до Нижнего оказалась в рамках нашего бюджета.
Так что мы относительно быстро собрались и поехали.
А потом при выходе не успели заполнить форму обратной связи, так что я решил написать отчёт.
У «Гамы» относительно этих двух новых судов - «Золотого Кольца» и «Аурума» - концепция весьма любопытная. Они ходят в разные стороны по кругу так называемой «Московской кругосветки» от Нижнего Новгорода до Москвы, причем круг можно делать как от НН до НН, так и от Москвы до Москвы, а можно, собственно, как мы и сделали - пройти половину. Может, можно даже где-то еще подсаживаться - не знаю. Более того, идея в том, что они а) проходят насквозь Москву, что обычно почти никому не удавалось; б) могут ходить по Оке в те месяцы, когда Ока заметно мельчает.
Таким образом, вырисовывается крутой продукт, о котором, правда, мало кто знает, так как «Гама» не сильно занимает информационное поле (по каким-то своим причинам). Впрочем, у нас тут в чате говорят, что сейчас строятся и другие теплоходы с подобными свойствами, а реформой концепции Московской кругосветки планирует заняться даже правительство Москвы, так что посмотрим, посмотрим.
Перед собственно отчётом скажу, что даже если я буду что-то критиковать (а я могу), то по итогу нам всё понравилось и где-то всё вышло даже лучше ожиданий. Ехать - стоит! А дальше - расскажу)
Еще двумя свойствами этих круизов у «Гамы» являются, во-первых, довольно короткие стоянки (3-4 часа), во-вторых, отсутствие входящих в цену экскурсий. Второе я достаточно активно приветствую: мне что одному это редко интересно (а если будет интересно - докуплю); что с детьми практически невозможно - ни в автобусе проехать, ни не спеша идти за экскурсоводом. По поводу первого есть разные мнения - например, в Рязани времени ощутимо не хватило.
Косвенным следствием первого было относительно раннее отправления от северного речного вокзала в Москве. А мы-то живём на крайнем юге! Я обдумывал вариант забить и подсесть на южном, но Ксения сказала, что если уж мы взяли такой необычный круиз, надо воспользоваться всеми его плюсами. В общем, с вещами и двумя детьми мы поехали на такси в час пик на Северный речной вокзал с крайнего юга и, конечно, чуть не опоздали. Пришлось побегать. Но, к счастью, нас ждали (не в том смысле, что весь теплоход тормозили, а в смысле знали, что мы придем незадолго до отправления), так что тут всё вышло хорошо.
Теплоход относительно небольшой и уютный. Судя по отзывам, первый теплоход серии - «Золотое Кольцо» - за кое-какие вещи поругивали, но на «Ауруме» многое успели исправить. Каюты с балконом приятные, санузел вообще почти идеальный для такого небольшого пространства, вода чистая, розетки удобные. Самый крупный косяк кают - отсутствие на теплоходе складных/сборных детских кроваток. Это очень странно, потому что у всех остальных компаний они давно уже есть, а тут вот нет. Мы свою походную покупали за 4 т.р., вполне можно заказать штуки три на теплоход. Надеюсь, владельцы всё же это сделают.
Снаружи тоже плюсов гораздо больше, чем минусов. Шикарный вид на крутящиеся колеса, тут очень хорошо сделали дизайн. Отличный спортзал. Детская игровая комната и юношеская комната. Почти идеально. Детская комната, правда, не полностью выдерживала нагрузочное тестирование - не только Тимофеем и Степаном, но и остальными. Но, надеюсь, какие-то вещи оперативно поправят. Сверху - огромная солнечная палуба с искусственным газоном. По-моему, сделано круто, но есть одно «но» - кажется, газон долго высыхает в случае небольшого дождя - дольше, чем высыхала бы обычная палуба. А небольшие дожди шли довольно регулярно.
Ресторан со шведским столом тоже очень приличный. Более того, завели специального человека, который готовит прямо на месте яичницы/омлеты на завтрак, и туристы на форумах были в восторге. Я не так люблю омлеты, поэтому попросил лишь один раз. Но круто! В качестве некоторого совета для улучшения - на ужине иногда возникала ситуация, когда кому-то было особо нечего есть: в силу собственных предпочтений или потому, что он ребенок. На обеде или на завтраке выбор был больше. Впрочем, такая ситуация бывает и в случае выбора блюд по меню.
Вообще, не хотелось бы уходить в сравнение одного теплохода с другим, тем более, что я точно не die-hard круизный фанат. В целом всё очень понравилось. Обещают еще скоро запустить хамам и джакузи (за денежку), но в этот раз эта доработка к запуску теплохода на линию пока не успела 😊
Еще одно следствие того, что теплоход новый - малочисленность его команды. Например, первый помощник капитана сказал, что в машинном отделении обычно никто не дежурит, лишь на стоянках механик туда спускается и проводит ТО. Это касается и тех, кто работает непосредственно с пассажирами. Большая часть их - ребята студенческого возраста, и при всём уважении, я их не запомнил. Зато директор круиза Марина Александровна Смирнова - девушка очень яркая) Она совмещает функции директора круиза, вокалистки, голоса по радио и ведущего всяких квизов. На самом деле, люди, всё это умеющие, встречаются редко и дорого стоят. Тимофея она явно впечатлила. Не знаю, что бывает, когда ее на борту нет - в этом составе на ней явно многое держится. С таким ФИО я даже спросил, не с Ветлуги ли она - но нет, из Твери))
Два других музыканта вызвали у меня подозрение некоторой тягой к софт-шансону, но такое… Зато, надо сказать, на теплоходе шикарный подбор фоновой музыки - молодец тот, кто этим занимался. А софт-шансон можно и не ходить слушать.
--
Одним из гвоздей программы считается проход через всю Москву. Но в этот раз я мало наблюдал за процессом. Во-первых, мы так как-то уже ходили - был некий экспедиционный рейс на чём-то типа «Москвы». Во-вторых, регулярно шёл дождь. В-третьих, отвлекался на детей. В-четвёртых, с работы иногда дёргали, несмотря на отпуск. В-пятых, современная застройка не всегда радует… Тем не менее, каждому краеведу хоть раз пройти такой маршрут стоит - шлюзы на севере Москвы не так-то просто посетить.
Стоянка в центре Москвы - у причала у Дома на набережной (кинотеатр «Октябрь»). В целом за такую стоянку респект: наверняка она для перевозчика не очень дешева. Но по факту мне сказать нечего - на экскурсию в сам Дом на набережной мы с детьми не пошли (хотя, наверное, любопытно); потом какое-то время шел сильный дождь, так что далеко мы не ходили. Зато хорошо зашла вечерняя часовая стоянка у Южного речного вокзала - тут для нас открыли (двери, в смысле, открыли) музейчик московского речфлота в одном из корпусов, да и прогулялись по набережной хорошо. Тут спасибо! Да и вообще, возможность подсесть на Южном тоже довольно ценна.
Удивил также громадный парк в Братеевской пойме. С борта поздним вечером он выглядел натурально гигантским - но там же жителей в округе столько нету. Надо как-нибудь сходить.
Между двумя стоянками я внезапно выиграл кубок теплохода по настольному теннису. И в полуфинале, и тем более в финале я играл с соперниками выше классом, но у меня, во-первых, довольно неудобная подача, во-вторых, я во всех видах спорта играю «на счет» лучше, чем просто так. Потом-то мой соперник по финалу, Николай из Нижнего Новгорода, меня два раза погромил, но это был уже не официальный матч %) (Стоит отметить, что с Николаем мы хорошо поиграли и даже немного пообщались, и жаль, что не обменялись контактами. Уже не так просто это делать, как в юности)
Куда хочется?
Перед тем, как перейти к описанию стоянок, поразмышляю немного собственно об участке по Москве-реке и Оке. Если правдивы слухи о том, что возможно, так сказать, обновление маршрута и вложение в него денег, то что можно улучшить? Ну, по справедливости, будь я на месте Сергея Семеновича Собянина, я бы узнал, есть ли теоретическая возможность срыть как минимум Бесединский шлюз, чтобы сделать относительно быстрое водное сообщение с Дзержинским и Лыткарино (Перервинский-то вряд ли сроешь при любом раскладе). Но так как это вряд ли произойдет, то, вероятно, усилия могут быть направлены на увеличение глубин и добавление дополнительных остановок.
Про глубины я мало что знаю, а про остановки можно подумать. Волжскую часть Московской кругосветки можно разноображивать как хочешь - договорился с пристанями и заменил, например, Кострому на Плес (ок, я знаю, что с Плёсом сложно) и Углич на Калязин; и вот тебе уже разнообразие. А с окской частью всё сложнее. Возможных остановок там в принципе немного. Из существующих туристических мы в силу графика проскочили разве что Константиново - родину Сергея Есенина.
А что кроме? Дзержинский с Николо-Угрешским монастырём? В теории можно, но для Гамы это не впишется в график трех стоянок в Москве. Бронницы? Ну, теоретически можно, хотя и там многое надо будет придумать. Воскресенск маловероятен из-за отсутствия достопримечательностей. Та же проблема с Шилово. В Елатьме, насколько я помню, энергичный музей, но там совсем нет пристани и другой инфраструктуры, и будут ли этим заниматься… Ну и на участке между Павлово и НН теоретически любопытен на короткую стоянку Горбатов, но только, получается, в сторону из Нижнего. В Дзержинске вряд ли нужно причаливать, а стоянка у Шуховской башни интересна, но так-то можно и с воды посмотреть.
Если спросить меня, я предложил бы четыре точки (каждую из которых надо, конечно, перепроверять с учётом нюансов):
1) Кашира - да, это отход от маршрута, но сама возможность пройти этот участок Оки привлекла бы дополнительных туристов; плюс Кашира очень колоритна. Вопрос - позволяют ли глубины дойти даже этим судам с небольшой осадкой, ну и, конечно, это плюс день к поездке (совсем в скобках стоит отметить, что если бы всё-таки удалось поддержать глубины на средней Оке и нашлись желающие вложиться в это, то круизы Москва (или НН) - Коломна - Кашира - Серпухов - Поленово - Таруса смотрелись бы шикарно, но, кажется, пока нам это не светит)
2) Спасск-Рязанский + Старая Рязань. Надо смотреть глубины и т.д., но вроде как затон у самого Спасска судоходен. Может быть, для «Гамы» это была бы слишком экспедиционная стоянка, но ее бы могли освоить и другие перевозчики.
3) Шиморское+Выкса. В плане логистики это еще хуже, чем Старая Рязань - там к пристани обязательно нужен автобус до Выксы, иначе стоянка превращается в «зелёную», но! Но Выкса нынче модное, хипстерское место, там есть что посмотреть, и ехать там не сильно дальше привычной для всех сцепки Горицы-Кириллов; плюс набережная в Шиморском модно отделана, в отличие от той же Елатьмы. Думаю, уважаемые люди Выксы были бы рады привлечь и круизный поток.
4) Ну и если «Ауруму» хватит глубин и воли подняться по Клязьме до Гороховца, то это ТОПТОПТОП! Я бы с таким заездом снова бы поплыл.
Вот, собственно, такие идеи, если всё-таки хватит денег и сил на развитие. А в реальности у нас были остановки Коломна - Рязань - Касимов - Муром - Павлово.
--
Коломна. Если не брать экскурсию с автобусом, который отвезет в центр, то Коломна - это фиаско, но не круизная компания в этом виновата. Видимо, единственная подходящая пристань (или та, с которой удаётся договориться) - в отдаленном районе Щурово на Оке. Спасибо устроителям круизов и хозяевам пристани, что хотя бы так, но в Коломне обязательно должна быть пристань в центре, иначе это просто бред. К пристани в Щурово даже такси почти не ездят, а такси с детским креслом не ездят и подавно. У меня даже было возник странный лайфхак съездить не в центр Коломны, а в соседний город Луховицы (это быстрее), а оттуда вернуться на электричке до Щурово, но в итоге мы всё-таки разобрались с расписанием местных автобусов и поехали до автовокзала Коломны на них, а оттуда на трамвае до центра.
Когда мы плавали в Коломну отдельно несколько лет назад, с автобусами было сложнее (они в тот день были набиты, а в эту поездку - обошлось); но зато стоянка там была почти весь день. В этот раз, учитывая любовь «Гамы» к коротким стоянкам, на центр нам остался примерно час. Доехать было в некотором роде делом принципа, но в следующий раз в такой ситуации, вероятно, мы либо совсем не поедем в город, либо закажем опцию трансфера сильно заранее (я, кстати, искал моторку до центра, но не нашёл).
В самом же центре Коломны, как обычно, много туристов, много интересного. Особенно удивили очереди в три окна за калачами - в каждой было минимум человек по 20. Коломенские калачи действительно очень вкусные и гораздо вкуснее муромских, но это уже культ какой-то %) Мы не стали стоять.
Стоит упомянуть и собственную промашку. Из центра мы дошли до платформы Коломна приятным маршрутом, откуда хотели доехать одну остановку электричкой до станции Голутвин, где автовокзал и нужный автобус в Щурово. Я, в теории, конечно, помнил, что только на этом направлении движение у нас не в ту сторону, что везде; но на практике на платформе Коломна, если ты там раньше не был, осознание этого факта может прийти слишком поздно - например, когда ты уже прошел турникеты, а к соседней платформе обход метров в 400. От неприятной ситуации нас спасло то, что через 10 минут за обычной электричкой шёл экспресс. Ну, чуть переплатили, а могли бы рисковать опозданием на теплоход.
--
Рязань.
Рязань очень хорошеет. Прям очень. И четыре часа оказалось очень мало. Я б тут всё-таки добавил времени. У меня были смутные воспоминания из детства, что окская пристань в Рязани находится в гребенях, но по факту не так уж она далеко от всего. Правда, мы всё равно решили взять с собой одно из автокресел и вызвали такси - как показала практика, правильно сделали, потому что с ожиданием автобуса (или тем более с пешим переходом) мы бы еще меньше успели. На туристическую пристань у Кремля на реке Трубеж нашему теплоходу явно не зайти.
Доехали до Кремля, там как раз в одном из храмов шла служба и был праздничный колокольный звон - Тимофею интересны звоны, да и нам тоже (может, даже и Степану интересны). Дошли до нового здания музея. Оно впечатляет своей монументальностью и решением с отдельным входом - почти что Лувр %) Однако к нашему приходу сломалась билетная система, и взять билет было невозможно что в кассе, что по интернету. Тем не менее, сотрудники музея поступили ОЧЕНЬ клиентоориентировано. Сначала детей пустили покататься на лифте (Тимофей хотел), потом без билета пустили в планетарий. В планетарии, так как никто, кроме нас, не пришёл, нам включили самую детскую из всех программ. И Тимофею со Степаном понравилось! По дороге к планетарию есть интересный макет Рязани. Наверняка что-то еще интересное есть, но мы уж пошли дальше. Из необычного - в музее два магазина: один сувенирный перед кассами, а второй - музейный, побольше - уже внизу, туда можно попасть после покупки билета. В общем, музею спасибо, надеемся вернуться!
Дальше мы погуляли по центру, потом я сгонял за кумысом НИИ Коневодства, пока семья была в кофейне, дальше еще чуть погуляли и уж уехали на посадку.
Четыре часа в Рязани - явно мало.
Касимов
В Касимове три часа, что, вероятно, тоже мало, но не так драматично мало, как в Рязани. Касимов тоже улучшается понемногу, что, впрочем, нельзя сказать о районе вокруг речного вокзала - там всё так же всё заросло и полузаброшено. Впрочем, как оказалось уже потом, там открылось культурное пространство «Маяк» немного в глубине, но мы не сообразили, что туда нужно зайти, а в Яндексе у него аж 5.0 оценка.
В музеи с детьми не ходили, погуляли по центру, сделали всякие дела, потом зашли в модное татарское кафе на центральной улице Советской. Всё красиво. Но если ходить по музеям, то еще часа три надо.
Потом мы отпустили Ксению и Степана на теплоход, а с Тимофеем решили еще прогуляться, и в итоге чуть не залажались. В какой-то момент сели на автобус 1а, хотели выйти у мечети и дойти оттуда пешком, но что-то пошло не так. Автобус у мечети не остановился, следующий перегон был длинный, и в итоге мы уехали хрен знает куда, откуда по буеракам до теплохода было минут на 10 больше, чем оставалось до отправления теплохода. Я позвонил в какое-то такси, там сказали, что машин нет (в Касимове такое часто говорят). Тогда пришлось совершить «принудительный автостоп» - увидел местную семью, собиравшуюся отъезжать от дома, обратился к ним, объяснил ситуацию, и они нас любезно подвезли. Очень благодарны! Иногда и так бывает.
Муром
День с Муромом и Павлово пришёлся на день рожденья Ксении. Её вечером поздравили во время капитанского ужина, всё было очень мило.
Сто раз были в Муроме (он близко к нашей деревне), а со стороны причала не заходили. С самого начала мы решили, что далеко не пойдем - прошлись по набережной, поднялись к центральной площади, купили калач на рынке (коломенский лучше, но, как говорится, хорошо, что так), а потом пошли в местный парк аттракционов. Там всё такое прекрасное ретро, нам всё понравилось. Повеселились - слева от входа кофейня «Шоколад» (маркетинговое решение для детей и мам!), а справа - пивной бар какой-то там «Стаут» (туда отцам). В общем, сложно сказать почему, но катание на советских аттракционах неизменно улучшает настроение и добавляет мира в душе. Тимофею-то наверняка улучшает, но и нам тоже. Степан пока готовится, хотя на колесе обозрения и он с нами прокатился.
Павлово
Стоянка в Павлово была хороша тем, что она вечерняя. Однако не очень понятно, как быть с теми рейсами, стоянка в которых попадает в Павлово на тёмное время суток. Город-то рабочий, и несмотря на то, что там активно украшают набережную, полагаю, что экскурсия в тёмное время суток несколько затруднена.
Мы пошли гулять вдвоем с Тимофеем - сделали пару кругов по центру города, а потом подошли к музею - туда должны были привезти экскурсию, и музей обещали по этому поводу открыть (спасибо!). Так оно и оказалось. Лекцию на первом этаже Тимофею было слушать скучновато и мы чуть было не ушли, но мудрый охранник посоветовал нам всё же зайти на второй этаж, и мы вообще не пожалели. Там крышесносные всякие модели всего из ножей - самолёты из ножей, пароходы из ножей, автобусы ПАЗ из ножей и т.д. Вообще тему ножей и ножниц в Павлово хорошо отрабатывают - и в музее, и в сувенирном магазинчике рядом с ним, и даже в частных развалах у пристани (удивительно, конечно, видеть на сувенирных развалах десятки ножниц). Удивительно другое - почему ничего нет про ПАЗы? Я бы не отказался от футболки типа «ГДЕ ПАЗ - ТАМ РОССИЯ», а Тимофей наверняка не отказался бы от модельки ПАЗона. Нет, двухтомник «Автобусы ПАЗ» у меня дома есть, но мы его с собой всё же не стали тащить. В общем, недоработка!
ОКА
Не стоянками едиными, так сказать.
Ока - интересная река. Нет, все реки интересны, но… Где-то от Коломны до Рязани она плюс-минус обычная - то, что вы можете ожидать от реки в наших краях. А вот от Рязани до Касимова, а особенно от Касимова до Мурома - она дикая, больше похожа на северную реку. Оке свойственны большие половодья, и всё кругом затапливает - поэтому сёл на берегах мало. Так что местами есть ощущение, что ты где-нибудь на Конде в Сибири.
Видели паромчики, видели радуги, видели рыбацкие избушки (одну - с бразильским флагом почему-то). Проезжали место, где раньше стояло
легендарное дерево-петух 😊) Но теперь его следов, конечно, уже нет. Под Спасском в эти дни шёл фестиваль воздухоплавания «Небо России», но нам, увы, шары не показались - то ли потому, что Спасск проходили вечером, то ли потому, что погода была не очень.
Хочется, в общем, Оку как-то развивать, потому что она того стоит.
Нижний Новгород
В Нижнем Новгороде нас высадили в 8 утра, а отправление теплохода дальше, на волжскую часть «Московской кругосветки» - в 12. Точнее, нас не высаживали, но попросили освободить каюту - на теплоходе можно было находиться до 11.30. Но уже приехал наш друг Миша, так что мы и теплоход освободили. Всё же тяжело делать такие ранние высадки и посадки, ну ладно.
В Нижнем мы злоупотребляли мишиным гостеприимством (спасибо!) и почти никуда не ходили (Степан чуть простудился). Только сгоняли с Тимофеем на детскую железную дорогу и в церковь Святого Тимофея (их в России считанные единицы).
Дальнейшая часть, собственно, к круизу отношения не имеет.
Итог
Ехать ли на «Ауруме»? Ехать!
Мы в разговорах сформулировали, что «Аурум» - это скорее ««Николай Яковлев» 3.0». Небольшой, уютный, современный. С прекрасным видом на гребные колёса. Не лишённый некоторого трэша, но именно это добавляет изюминки в общую программу. Когда всё слишком официально - тоже скучно. Нас чуть-чуть подкосили все эти ранние подъемы, но когда они забудутся - думаю, мы с Ксенией признаем, что это был один из лучших круизов. На который, возможно, мы постараемся вернуться. Особенно если будут Кашира и Гороховец %))