Израиль Часть 9. Иерусалим христианский (Via Dolorosa и Храм Гроба Господня).

Oct 06, 2015 15:48

В Иерусалиме есть Еврейский, Армянский, Мусульманский и Христианский кварталы. В последнем пролегает Via Dolorosa - Скорбный путь Христа. Традиция "пройти путем Христа до распятия" была заложена еще в эпоху Византийской империи. Однако точный маршрут и серия остановок были продуманы францисканскими монахами в 14 веке. По заданию папы Климента IV они взяли на себя заботу сопровождать паломников на Святой Земле. Сегодняшний канонический маршрут от дома Понтия Пилата до Голгофы сложился еще позже, а именно в 16 веке.






Количество станций на "Пути Христа" было предметом долгих дискуссий. Современная система сложилась в 18 веке. Ныне 14 станций, пять из которых в Храме Гроба Господня.

Первая станция там, где Понтий Пилат допрашивал Христа. По преданию Монастырь Сестер Сиона расположен в месте, где ранее была крепость Антония - резиденция римских прокураторов.

Двор монастыря:








Внутрянка:




Вторая станция. Бичевание и возложение терного венца. Часовня возложения креста:



Третья станция. Христос первый раз падает под тяжестью креста. Станция отмечена католической часовенкой, а данное событие, увы, не упоминается в Евангелии.





Четвертая станция. Это место также не упоминается в Евангелии. Место встречи Христа с Девой Марией, о чем говорит нам барельеф над входом в армянскую часовню Богоматери.



Пятая станция. Встреча с паломником Симоном Киринейским, которого солдаты заставили нести крест Христа, когда у того кончились силы. Станция отмечена францисканской часовней. Рядом есть впадина, считающаяся отпечатком ладони приникшего к стене Иисуса.






Шестая станция. Еще одно событие не упомянутое в новом завете. Благочестивая женщина Вероника оттирает кровавый пот льяным платком со лба Христа. Религиозная средневековая сказка обрела "жизнь" ввиде католической часовни Св. Вероники.





metaloleg







Седьмая станция. Второе падение Христа под тяжестью креста. Цифра 7 над дверью жилого дома около францисканской часовни, переданной в пользование католикам-коптам.



Восьмая станция. Христос обращается к жительницам Иерусалима. Упоминается в евангелии от Луки.



Девятая станция. Место третьего падения Христа. В нише эфиопского  монастыря стоит покосившаяся колонна, отмечающая данное место. Эта станция мне запомнилась арабом-приставалой, который хотел срубить бакшиш и пытавшемся меня куда-то утащить к коптам повторая одну фразу: "русская можно".





На крестном пути Христа всстречается много интересных вещей.

Например, вот таких:









А теперь направимся к Храму Гроба Господня, в котором расположены оставшиеся 5 станций. Это, пожалуй,  самое священное место для христиан всего мира. Место  очень интересное по энергетике, за недельную поездку в Израиль, я возвращалась туда три раза. Три раза, Карл!









Десятация станция. Часовня разоблачения. С Иисуса сорвали одежды перед распятием.



Одиннадцатая станция - прибитие к кресту. Станция справа на фото, где алтарь, над которым изображен Иисус пригвожденный к кресту.
Посередине фото: тринадцатая станция - снятие с креста. Здесь виден латинский алтарь и деревянная статуя Скорбящей Девы Марии с дарами паломников.



Храм стоит на месте Голгофы, горы (на самом деле холме), на котром был распят Христос. Фото Голгофы можно увидеть выше, это второе фото этого поста. Ниже еще Голгофа. Не смотря на толпу страждующего прикоснуться к святыне народу, тут очень уютно. Можно просто посидеть напротив и помедитировать. Двенадцатая станция - смерть на кресте.



Серебряный диск отмечает место, на котором стоял крест.



У подножия Голгофы под стеклом можно увидеть глыбу - часть реальной горы того времени. В ней есть расщелина, образованная якобы от землетересения, постигшего Иерусалим во время распятия. По преданию кровь Иисуса стекала по этой расщелине в землю, где похоронен Адам  (на этом месте расположена и могила первого человека), тем самым были искуплены грехи человечества. Интересный мифологочиский символизм.



Напротив входа на Голгофу находится камень Помазания. На этом месте Иосиф Аримафейский и Никодим готовили тело Христа к погребению. Подлинный камень скрыт от повреждения мраморной плитой. Над плитой горит 8 неугасимых лампад.







На боковых сторонах вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому





Назаднем плане большое мозаичное панно.







Если от камня Помазания пойти в противоположную Голгофе сторону, то попадем в ротонду храма, где стоит кувуклия (мраморный мавзолей), украшенный куполом. Это четырнадцатая и последняя станция Виа Долороса. Именно здесь находится Гроб Господен.









Кувуклия поделена на два придела. Внизу на фото придел Ангела, который спустился с небес, убрал камень и сел на него у входа в пещеру.



Здесь проходят службы католической, армянской, православной и коптской церквей. Коптам принадлежит часть мавзолея, где распологалась глава Иисуса. Этот придел они выменяли на целый храм в Александрии. Внутри сидит черный монах. Там я случайно наступила на свою длинную юбку, которая предательски стала сползать. Выражение чернокожего лица с огромными белками глаз в тот момент трудно описать словами.





Кусочек благодатного огня горит в храме всегда, люди покупают связки свечей и обжигают их, а тушат вот в таком цилиндре.



А вот из этого "окошка" наверху сходит благодатный огонь на Пасху.





Данный храм - это сложный архитектурный комплекс со множеством храмов и престолов. За него шла нешуточная борьба, переделы территорий, что-то сжигалось, разрушалось, отстраивалось. Итак во все века.



Капелла трех Марий. Принадлежит армянско-григорианской церкви.

















Писатель 4 века Евсевий утверждал, что ранние христиане молились на месте нынешнего храма еще в 1 веке. Однако позже их изгнали римляни и построили языческий храм.  У того же Евсевия говорится, что,  в ходе борьбы с языческими храмами, исполнителями императора Византии Константина была обнаружена пещера погребения Христа. Более поздние источники говорят, что в 326г. мать императора  Елена, приехала с Иерусалим с целью поиска христианских реликвий. Тогда была обнаружена пещера и деревянный крест. Место обнаружения креста отмечено плитой. Тут я услышала краем уха легенду, как Елена заставляла местных "таджиков" искать реликвии ползая по заброшенным цистернам римских времен, кидая туда золотые монеты или по другой версии закопала на холме три кувшина с золотом, но не указала место, а "таджики" все перерыли в поисках.







Кое-где остались еще византийские мозаики 4-6в. В этом приделе обосновалась армянские христиане.





Строители 12 века развлекались вырисовывая крестики на стенах, вместо автографа.







Современые "авторы" тоже не остаются в стороне. Графоманству нет предела.





Русские везде.





Есть остатки фресок.



Дворик храма ночью.



Немного улиц под конец.






Репортаж о христианском Иерусалиме в ЖЖ Олега.

В следущем посте я расскажу про город Хайфу.

Израиль в постах:
Часть1
Часть2
Часть3
Часть4
Часть5
Часть6
Часть7
Часть8

путешествия, Святая Земля, дневники походницы

Previous post Next post
Up