Как мы продвигали голосование на конкурсе Lenovo. Анализ опыта.

Feb 24, 2012 00:01


Не имей 100 рублей а имей 100 друзей.

Народная мудрость.

Ух... голосование закончилось, и пока организаторы подводят итоги, можно осмыслить бесценный опыт продвижения проекта, полученный в ходе гонки за голосами. Я лично узнал много нового о рекламе и раскрутке, и возможно этот опыт будет интересен не только нашим сторонникам, но и будущим участникам конкурса Lenovo, да и других конкурсов.

Во-первых, спасибо всем сотням человек, помогавшим нам в сети и в реале, особенно m_kalashnikov, annihilator_rus, vchernik50, futuramkin, awas1952, feruza, valerijapride и flex_84 привлекшим большое количество народу! Возможно, личные контакты и авторитет этих людей внесли больший вклад в голосование, чем все остальные акции вместе взятые.

Во-вторых, вырисовалась интересная закономерность рекламы в соцсетях: "Лучше всего продвигают продукт сами его потребители." (реальные или потенциальные). Например, добровольные публикации Максима Калашникова в его отнюдь не самом раскрученном ЖЖ  ( m_kalashnikov) дали намного больший эффект в плане голосов, чем платная реклама в одном из топовых ЖЖ (teh_nomad). Потому что аудитория Калашникова во многом состоит из инноваторов, учителей, патриотов, то есть тех кто искренне заинтересован в появлении и применении нашего продукта (последовало  порядка 50 перепостов!). Тот же эффект был в сообществе wikischool_ru посвященном инновационным педагогическим идеям. А огромная аудитория teh_nomad видимо, в большей своей части ориентированная на просмотр развлекательной информации, проектом почти не заинтересовалась (всего несколько перепостов). Поэтому, получается, что лучше всего продвигается проект в той среде, на которую он рассчитан.

Несколько меньший, но тоже неплохой эффект дали посты известных блоггеров feruzaи awas1952(Анатолий Вассерман). По совету watersnow я написал сообщения с просьбой об информационной поддержке всем "десятитысячникам" ЖЖ (а их около ста), из которых откликнулся только shok_darvina, который впрочем, кажется, только проголосовал, но не перепостил информацию. Это было логично, так как тематика всех их блогов не имела отношения к нашему проекту. Интересно, что большую часть "десятитысячников" составляют фотографы которые просто фотографируют и размещают свои работы в ЖЖ. То есть аудитория ЖЖ любит визуальную эстетику, что я постарался учесть в своей недавней статье про резисторы - и не прогадал.

В-третьих, удивительно легко на просьбу об информационной поддержке отозвались администраторы многих сайтов, с которыми я прежде не был знаком: mozgochiny.ru fanatnauki.ru vneuroka.ru и другие. Дружественные сайты, такие как nanonewsnet.ru  trizway.com  primelife.ru  terintel.ru  transhumanism-russia.ru  transhuman.ru тоже не остались в стороне. Правда, на большинстве всех этих сайтов рекламная кампания была инициирована нами в последние дни голосования, это была ошибка которую повторять будущим участникам голосований не стоит. Впредь лучше все подготовить сразу.




В-четвертых, я познакомился с САР (системами активной раскрутки). Было это так. lesirina2011 сообщила что один из конкурентов использует сервис jetswap.com для раскрутки странички своего проекта. Я зашел туда и на еще один аналогичный сервис vipip.ru Последний показался с виду попроще и там я разобрался поподробнее. Суть в том что есть масса людей, зарабатывающих серфингом, т.е. лазанием по Сети за деньги. Заказчик рекламной кампании указывает куда должны зайти люди и что там сделать чтобы получить денежку (как правило, доли цента). Можно таким образом запрограммировать людей на достаточно сложные действия, есть система контроля в виде контрольных вопросов "что появляется после такого-то действия?" на который надо правильно ответить чтобы получить свои центы.

Эффективность этого показалась мне сомнительной, но поскольку упомянутый конкурент демонстрировал околосветовые темпы роста голосов, захотелось проверить. Я положил туда несколько долларов и направил 400 человек на свой пост в ЖЖ, рекламирующий голосование. Через несколько минут счетчик показал, что все эти люди посетили мой ЖЖ. Но средняя длительность этих посещений была равна долям секунды, а на страничке голосования как вы понимаете, не прибавилось ни одного голоса. Тогда я добавил в задание пункт что надо не просто посетить, а еще перейти по какой-нибудь ссылке. Через несколько минут счетчик посещений вырос еще на 400 человек, а просмотров - на 800. То есть перейти то они перешли, но тут же и ушли - не то что в голосах, но даже ни в друзьях, ни в комментариях к ЖЖ ничего не прибавилось. Тогда я решил что серферами работают очень меркантильные личности и провел такой эксперимент - предложил в задании прочитать мой ЖЖ-шный пост " Бедность и богатство" и для получения денег ответить на непростой вопрос по нему, а если материал понравился, то почитать другие сообщения в дневнике. Выполнение этого задания заняло ощутимо больше времени, но эффект так и остался близким к нулю.

Стало очевидно, что единственным способом добиться толку от САР является программирование на оплату серферам по факту голосования за конкретный проект. Надо сказать, такое там допустимо и распространено, наряду с другими циничным вещами, такими как кликание по контекстной рекламе конкурентов с целью быстрого исчерпания их бюджета.

Возникла дискуссия - этично или нет использовать такой тип заданий. Мы посовещались с Яной (telegamochka) из еще одного конкурирующего с нами проекта и пришли к тому что это не этично. Ведь на выборах президентов считается этично рекламировать своего кандидата, но не этично платить по факту контролируемого за него голосования. Мы решили использовать честные методы, а в вопросе об астрономических количествах голосов некоторых участников конкурса при отсутствии следов рекламной кампании за них - положиться на здравый смысл и принципиальность организаторов в вопросах честности и репутации конкурса.

В-пятых, я немного поэкспериментировал с сервисами контекстной рекламы: Яндекс.Директ и directadvert.ru положив на них примерно по 100 рублей. Счетчики этих сервисов показали, что были переходы на страничку голосования, но закончились ли они фактом голосования, понять нельзя. Тексты объявлений использовались разные - от "Поддержать инноватора" до "Домашнее образование".

В-шестых, я с самого начала как-то не очень всерьез рассматривал возможность выигрыша в конкурсе и не серьезно относился к предложениям известного организатора Сергея Таранова о создании своего рода предвыборного штаба и программы действий, координирующих активность наших сторонников.  В результате за наши голоса боролась неуправляемая по нашей же вине толпа. Еще очевиднее стала эта ошибка когда уже после конкурса kodeam поделился ссылкой на замечательную книгу по неформальной социологии.

В-седьмых, был обзвон друзей и SMS-рассылка, причем в конце голосования я был приятно удивлен как друзья друзей друзей, презрев сон и подготовку к празднования 23 февраля выбираются в соцсети и задают вопросы "где и как за вас голосовать". Мне даже стало совестно что из-за такой для многих мелочи как наш проект, так многим приходится просыпаться или отрываться от своих дел и куда-то лезть голосовать. Кстати, о друзьях :) Подобные мероприятия, когда поневоле становишься генератором спама а-ля "Осталось 2 часа, привлекайте всех друзей и родных голосовать за наш проект!!!" быстро приводят к тому что из друзей удаляются или блокируют отправку им сообщений те кто не готов засорять свой разум и внимание подобными вещами. Это придает понятию друзья в соцсетях тот же смысл что и в реале - то есть люди, которые не покидают тебя в напряжный для них момент. Так что умеренный спам - санитар френдленты :) Приятно вспомнить тех, кто не только терпел, но и тиражировал мой спам в контакте и на фейсбуке, то есть в первую очередь Марию Рыбалкину, Алексея Оликевича, Андрея Рожко, Виктора Лещикова, Анжелику Зеркало, Ольгу Хисамову, Эмиля Газизова  и  Алексея Чуркина. Заслуживает внимания предложенный Сергеем Тарановым прием: размещать в группах поклонников звезд ссылки на посты этих звезд в нашу поддержку - что позволило легитимно объявить о нашем голосовании во многих группах уважающих Калашникова и Вассермана.

В-восьмых я познакомился, наконец, с такими штуками, как твиттер, хабрахабр и фейсбук, но будучи там новичком не смог эффективно использовать их возможности.

В конце концов, когда шел последний час голосования и мы уже исчерпали как нам казалось все варианты, futuramkin предложил порекламироваться в русскоязычных чатах. Эта акция оставила не самый приятный осадок - в чатах, где похабные вещи не только считаются нормой, но и выносятся в заголовок, нас моментально банили за рекламу такой невинной вещи как голосование. Но, как сказано было в одном из сообщений о бане "если вам не нравятся правила нашего чата - создайте свой". Так, пожалуй, и следует поступить :)

В общем, так или иначе время и силы потрачены не зря. У меня теперь более 150 друзей в ЖЖ и большая часть из них появилась во время конкурса. Выиграем мы или нет - будем развивать проект дальше. Все, кто хочет принять в этом участие словом или делом - вступайте в наше фирменное сообщество mntz :)

pr, инновации, предпринимательство, реклама

Previous post Next post
Up