Нет, я вовсе не собираюсь хвастаться собранным на дачных грядках урожаем. У меня и грядок-то как таковых нет, а уж урожая и подавно! Не пугайтесь, огородничество - не моя тема. Речь пойдет, как всегда, о мотоциклах.
А причем, спросите, тогда тут картошка? Дело в том, что для любого американца картошка и мотоциклы Harley-Davidson связаны самым неразрывным образом. Даже дети за океаном, изображая характерный звук работающего харлеевского мотора, быстро-быстро бубнят: potato-potato-potato... По их мнению получается очень похоже. Звук, и правда, очень характерен. Его так любят многочисленные фанаты марки! Говорят, что в феврале 1994 года компания Harley-Davidson пыталась даже запатентовать его. А почему бы и нет? Ведь Zippo удалось законодательно закрепить за собой уникальное клацание фирменных зажигалок. А чем Harley-Davidson хуже? Но в регистрации звука двигателя им было отказано. В патентном бюро мотивировали свое решение тем, что многие компании используют на своих мотоциклах моторы V-twin и на слух все они работают примерно одинаково. Вот уж не соглашусь! Звук отличается даже у разных моделей Harley-Davidson, не говоря уж о поколениях. Судите сами:
Это Harley-Davidson образца 1919 года. Одна из первых серийных моделей с V-образным двухцилиндровым двигателем. А работал этот двигатель примерно вот так:
Click to view
В клипе звучит не совсем тот мотор, который стоит на показанном мной мотоцикле, а его непосредственный прообраз. Но думаю, что характер звучания у них был очень похож.
В начале 30-х годов Harley-Davidson выпустил новую модель двигателя, которую обычно принято называть Flathead из-за "плоских" головок цилиндров. Звучала она уже вот так:
Click to view
Согласитесь, есть разница?
Прогресс не стоит на месте, рабочие объемы и мощности росли. После "флэтхэда" был еще и так называемый Knucklуehead (ролика с ним я, извините, не нашел), а в самом конце сороковых его сменил Panhead (на фото вверху). Он работал уже так:
Click to view
Кстати, "панхэдом" его звали за характерную форму головок цилиндров, внешне напоминавших сковородки.
Пропускаем еще одно поколение моторов - Shovelhead, и переходим к двигателям семейства Evolution (на фото), которые пошли в серию с 1984 года. Послушайте, как они звучали:
Click to view
Вот она, та самая картошка-картошка-картошка! Шикарно звучит.
В конце 90-х карбюраторные моторы Harley-Davidson окончательно ушли в прошлое и с 1999 года на мотоциклы стали ставить инжекторные двигатели семейства Twin Cam. Они используются и по сей день. А со впрыском potato-potato-potato уже не получалась. Современные моторы запели вот так:
Click to view
Чувствуете разницу? Совсем другая песня. Вот я и думаю, а какой именно звук пыталась когда-то запатентовать компания Harley-Davidson?