Великий неудачник... или Harley, который мы потеряли

Dec 14, 2015 15:02

Старая история, большинство моих читателей, я уверен, о ней и не слышали. А те, кто слышали, скорее всего уже забыли.



Это не просто куб спрессованного металлолома. "Так будет выглядеть наш новый мотоцикл!" - официально объявила американская компания Buell Motorcycles и... прекратила свое существование. Дело было ровно шесть лет назад, в начале октября 2009 года.




Речь шла о приемнике популярнейшей когда-то в США модели Buell Blast 500 - на картинке вверху вы можете видеть, как она выглядела в 2008-м.



Этот легкий одноцилиндровый мотоцикл с относительно небольшим 500-кубовым мотором считался за океаном чуть-ли не идеальным выбором для начинающего байкера. Недорогой, легкий в и не страшный управлении, прощающий недостаточно опытному водителю все его ошибки, простой в обслуживании - чего еще можно было пожелать? Многие из тех, кто сегодня колесит по дорогам Америки, учились ездить именно на нем. Мотоциклами Buell Blast 500 были укомплектованы едва ли не все американские мотошколы!



А выпускала этот бестселлер с 2000 по 2009 годы компания Buell American Motorcycles - именно так она тогда называлась.



Основал эту фирму Эрик Бьюэлл - не особо удачливый мотогонщик в прошлом, зато талантливый инженер и поныне. Во времена его спортивной карьеры, Бьюэллу, как он сам считал, хронически не везло с гоночными мотоциклами. Все они были недостаточно быстры и совершенны, чтобы составить достойную конкуренцию противникам. И Эрик решил строить себе мотоциклы сам.



Начал он с того, что приобрел практически разорившуюся компанию Barton Formula One Racing Motorcycle и уже на ее базе начал свои разработки. Первым мотоциклом собственного изготовления стал RW 750 Road Warrior. Он появился в 1984 году. Бьюэлл делал его для себя, а также для продажи другим участникам американского "кольцевого" чемпионата Formula One (это была не та, автомобильная Ф1, которую мы знаем сегодня). Но в том же году Американская Мотоциклетная Ассоциация (АМА) закрыла этот чемпионат и мотоцикл Бьюэлла, "заточенный" исключительно под него, стал решительно никому не нужен. Так Эрику-бизнесмену не повезло в первый раз.



Но Бьюэлл не унывал. Ему удалось договориться о спонсорской поддержке с одним из крупных дилеров компании Harley-Davidson. И с его помощью построить новый гоночный мотоцикл. Шасси он практически без изменения унаследовал у старой модели RW, зато двигатель получил от серийного Harley-Davidson Sportster XR. Именно поэтому на обтекателе мотоцикла красовалась гордая надпись: Powered By Harley-Davidson. В принципе, Buell RR 1000 вполне можно считать первым специализированным Харлеем, предназначенным для шоссейное-кольцевых гонок.



В головном офисе Harley-Davidson Бьюэлла заметили и в 1993 году за $500 000 приобрели 49% акций его компании. Харлей стал полноправным совладельцем фирмы, а Эрик получил деньги на разработку новых моделей. Уже не только спортивных!



Дальше - больше. Со временем Harley-Davidson выкупил у Бьюэлла контрольный пакет акций и фирма Buell Motorcycles фактически стала подразделением Харлея. Тогда же она и сменила свой логотип.
Я не буду подробно останавливаться на всех вехах в развитии спортивного подразделения Harley-Davidson - сегодня они интересны только специалистам. А вы просто знайте - Харлей не всегда выпускал только круизеры, спортивные мотоциклы в его программе тоже были!



В 2009-м году под маркой Buell уже выпускалась довольно широкая линейка мотоциклов. В ней был и свой супербайк - модель Buell 1125R (на фото вверху)...



... и туристический эндуро - Buell Ulysses XB12X (на фото)...



... и столь любимый когда-то стантрайдерами "заряженный" нейкед - Buell Lightning XB12S. Все с моторами от Harley-Davidson!



Полный модельный ряд компании, помимо уже упомянутого в самом начале Buell Blast 500, включал в себя восемь мотоциклов. На картинке вверху они расположены по столбцам-семействам: супербайки Buell 1125R и Buell 1125CR, турэндуро Buell Ulysses XB12X и Buell Ulysses XB12XT, нейкеды Buell Lightning XB12Ss (XB12Sc) и Buell Lightning XB9SX, а также Buell Firebolt XB12R.



В каталогах значилась даже "полицейская" модификация Buell Ulysses XB12XP - на фото. Я, кстати, сказать никогда не видел вживую такого мотоцикла. Подозреваю, что сделано их было совсем мало. Коллекционная редкость!



Помните, в самом начале я назвал Эрика Бьюэлла талантливым конструктором? Знаете почему? Потому, что большинство его мотоциклов разительно отличалось от всех других моделей, представленных на рынке. Чем? Смотрите на картинку вверху - я все объясню. Во-первых (стрелочка с цифрой 1), на мотоциклах не было как такового... бензобака! Запас топлива хранился в полой изнутри сварной раме. Во-вторых, маятник тоже был пустым внутри и использовался как бак для масла. В-третьих, такую конструкцию тормозов, когда тормозной диск крепится не к ступице колеса, а к его ободу, до Бьюэлла тоже никто не использовал. Не буду подробно останавливаться на всех плюсах такой конструкции, поверьте мне на слово - они несомненно были! Ну и конечно же, все мотоциклы (кроме модели Blast) оснащались V-образными моторами Harley-Davidson - стрелочка 4. И еще - стрелочка 5 - обратите внимание, как необычно расположен глушитель. Он находился строго под двигателем. Это позволяло сделать мотоцикл компактнее и очень благотворно влияло на его развесовку.
Все вроде-бы было круто. Но неудачи продолжали преследовать Бьюэлла.



В начале октября 2009 года корпорация Harley-Davidson неожиданно для всех заявила о прекращении выпуска мотоциклов под брэндом Buell Motorcycles. И спортивное подразделение Harley-Davidson закрыли. Что там произошло - дело темное. Но официально было объявлено, что это делается ради того, чтобы сосредоточить все усилия на выпуске "профильной" продукции - круизеров Harley-Davidson. Ходили слухи, что кто-то там, в правлении компании, невзлюбил Эрика и частенько недоумевал: а зачем, мол, людям вообще нужны спортивные мотоциклы? А может во всем был просто виноват очередной виток финансового кризиса, сотрясавшего Америку в те годы. Короче, Бьюэллу снова не повезло. Он выпустил серию "погребальных" рекламных постеров - один из них со спрессованным в металлолом мотоциклом, второй вы видите вверху, и навсегда покинул компанию Harley-Davidson.



Но вскоре снова появился на мотонебосклоне - не того масштаба личность, чтобы затеряться и пропасть в безвестности. Он организовал новую компанию, которую назвал EBR (Erick Buell Racing), и опять занялся своим любимым делом - начал разрабатывать и строить спортивные мотоциклы. Но увы, буквально на днях и там все кончилось плохо. Фирму признали банкротом. Эрику снова не повезло. Но это уже совсем другая история...

harley-davidson, история, мотоцикл

Previous post Next post
Up