об [около]литературном хейтерстве

Jul 05, 2020 15:20

В субботу была онлайн-дискуссия "Литературные хейтеры: поиск признания или жизнь в конфликте", организованная коллективом альманаха "Артикуляция". Участвовал по приглашению Анны Голубковой.

Лариса Йоонас определила хейтерство как "последовательное, систематическое оскорбление наносящее ущерб репутации (в т.ч. литературной)".
Вот запись всей трансляции:

image Click to view



Привожу  моё короткое импровизированное выступление (в конце, с 1:58:32):

«Мне кажется, то, что участники дискуссии сейчас называют хейтерством и приводят примеры разных коммуникативных событий в соцсетях, это - повседневная манера нашего общения. И «хейтерство» не имеет какой-то своей самостоятельной природы. Просто есть медиа[среда], которая усиливает этот эффект. Потому что в сети можно написать то, что трудно сказать в лицо. Но в лицо то же самое говорится просто мягче. Вообще, мы живём в обществе, в котором способы унасекомить собеседника, как-то выразить своё презрение, своё неодобрение, свою неприязнь, они чрезвычайно развиты, но в повседневной жизни мы их просто не замечаем. А в сети они усилены. Сеть даёт возможность не сдерживаясь писать или говорить то же самое, что мы говорим обращаясь друг к другу в повседневной жизни и сдерживаясь.Поэтому нет смысла, мне кажется, осуждать особые коммуникативные случаи и обсуждать поэтику бана. Поэтика бана у нас чрезвычайно развита, да. Вот это отправление в бан, вычеркивание, и так далее. Это- то же самое. У нас люди гордятся тем, что кого-то отправили в бан, составляют об этом отчёты в сети - «вот, забанил таких-то таких-то в таком-то количестве»… Это - то же самое, это человек совершил символическое убийство и с удовольствием отчитывается об этом. Наша повседневная речь отравлена тем, что способы уничтожить другого - собеседника, слушателя - они повсеместно приняты и считаются просто хорошим способом вести дискуссию. А когда мы выходим онлайн, мы можем делать то же самое не сдерживаясь, то есть медиум позволяет усилить наши повседневные способы общения. Поэтому хейтерство, ну за исключением случаев профессионального хейтерства (…) - если говорить про повседневное хейтерство, это то, что происходит каждый день в разговорах между людьми. Никакой собственной природы у онлайн-хейтерства, я думаю, нет. Есть просто усилитель того, как у нас люди друг с другом разговаривают. Как поступают с отзывами на диссертационных защитах. Как комментируют чужую работу вслух, особенно за глаза. Даже если трижды оговорить уничтожающий комментарий, что мол это я не пор вас, я только про вашу литературную персону (...) - всё равно же понятно, что это не только про литературную персону, это и про человека. В нашей повседневной культуре выражение неприязни, выражение конфликта, «хейт» в широком смысле слова является просто принятым способом выражения вообще любого отношения. Мы редко говорим спасибо и считаем неблагодарность признаком состоятельности, а вот о неприязни говори часто, охотно и с любовью. Повторяю, в сети происходит то же самое, что в повседневной жизни, но поскольку в сети ответ отсрочен и не выражается часто в физическом взаимодействии глаза в глаза или кулаком по лицу [отсылка к выступлению Владимира Коркунова только что], возможны самые резкие жесты. Наверное, все сталкиваются с таким явлением: когда мы онлайн имеем дело с человеком. мы думаем: ну скотина, просто скотина! - а потом встречаем его где-нибудь, оказывается: нет... милый человек… и можно иметь [с ним] дело, дискуссию вести… - А дома, в фейсбуке, опять… - это не так, что у человека два лица, просто в повседневной лизни можно сдерживаться, в сети можно не сдерживаться, вот и всё. (...)"

моральная философия, современный литературный процесс, мои выступления на разные темы

Previous post Next post
Up