"ГЕНДЕР" - ЭТО ДИСКРЕДИТАЦИЯ?
Джудит Батлер написала
взвешенную колонку о событиях в Израиле и Газе. Она пишет: "I ask myself whether we can mourn, without qualification, for the lives lost in Israel as well as those lost in Gaza without getting bogged down in debates about relativism and equivalence.” (что я переведу как «я спрашиваю себя,
(
Read more... )
Далее, от меня ускользает, почему Батлер называет Израиль "государством, основанном на насилии" ("without an end to the state violence conducted by a state, Israel, that was itself founded in violence"). Государство Израиль было основано решением ООН - высшего международного форума. Провозглашение этого решения вызвало немедленное военное вторжение в Израиль целого ряда мусульманских стран региона, не пожелавших его принять. В статье, призывающей к учету исторического контекста, как-то ожидаешь встретить упоминание этого факта, не правда ли?
С ее призывом одинаково относиться к напрасной гибели людей с обеих сторон конфликта, конечно, нельзя не солидаризоваться. Но из этого вовсе не следует, что нет никакой разницы между теми цивилизационными моделями, какие отстаивают противники. Даже если бы движение ХАМАС удалось подавить, вряд ли можно надеяться, что созданное палестинскими арабами государство будет руководствоваться теми либерально-демократическими идеалами, продвижению которых Батлер посвятила свою карьеру - непопулярность этих идеалов в других арабских странах ясно это показывает. Я сомневаюсь, что сама Батлер этого не понимает, так что в этом смысле ее статья действительно вызывает недоумение.
Reply
(2) Государство Израиль было создано ведь не на пустом месте, а на территориях с не-еврейским населением. В результате военного конфликта, который в Израиле называют "Войной за независимость", и победы ищраильян, почти всё арабское население покинуло эту территорию. Не менее полумиллиона человек. В частности, лагеря беженцев на терриории современного сектора Газа появились именно тогда. Арабы называют этот процесс изгнания "Накба". Я думаю, Батлер имела в виду именно эту войну и Накбу.
(3) Интересно, что сама Батлер вообще ничего не пишет про будущее государство палестинских арабов, и будет ли оно. Так же как она ничего не пишет о "цивилизационных моделях" и т.п. Все рассуждения об этом - это мысли по поводу прочитанного. Она пишет о насилии и истории насилия; проблема для многих читателей ту, я полагаю, в том, что она одновременно "против всех": против ХАМАСа, против политики Израиля, против тех, кто оправдывает ХАМАС на Западе и против тех, кто оправдывает антипалестинские репрессивные меры (до 7 октября!), - тоже. Это неудобная позиция. Отсюда стремление как-то дооформить её позицию, чтобы всё-таки "вписать" в какой-то из существующих политических фронтов.
Reply
Leave a comment