Субуд - это интересное и странное явление. Попытки описать это как некую "исламскую секту" или "новую религию" всегда неверны. Субуд не религия. Если искать аналогии, то вроде "трансцендентальной медитации" и прочей "лайя-йоги". Это не религии, а технологии. Методы настройки ума и сердца. Основная практика называется латихан, что в буквальном переводе значит "тренировка". Люди приходят в Субуд, чтобы "тренироваться", учиться. Они учатся служить Богу Единому, подчинять Ему все свои помыслы. Имя этого Бога они не называют - потому что у Бога нет имени, Он просто Есть. Христианин говорит: Бог или Deus (с поправкой за язык), мусульманин: Аллах. У буддистов Будда - не бог, там это понятие очень сложное, местами жестко затабуировано. Однако буддийский Бог тоже существует. А Великая Единая Сила, Источник, известны всем развитым религиям.
Дж.Г.Беннетт был одним из тех, кто стал проводником Субуда на Западе. Это очень важный факт. Беннетт - человек умный, искушенный и настроенный весьма скептически относительно любых пророков и панацей. Ученик Гурджиева и Успенского, чьи методы быстро отучали людей верить на слово, слушать "голоса" и предаваться мечтаниям. Очередной сектант-дыромол не завладел бы его вниманием надолго. Однако Беннетт не только принял Субуд, но и занялся его распространением по всему миру, объездил десятки стран, открыл тысячи людей. А его школа в британском Кумб Спрингс несколько лет была главным центром Субуда в Европе.
Чуть позднее он написал хорошую книгу о Субуде, она доступна и сейчас:
http://www.opentextnn.ru/man/?id=4567 В Субуде "исламского" очень мало, и все вытекает из мусульманской принадлежности основателя, индонезийца Пак Субуха (Бапака). Оттуда же некоторые термины. Сам Бапак неоднократно просил не считать Субуд исламом и практиковать это вне зависимости от любой известной религии. Не ВМЕСТО, а параллельно, для поддержки основного пути. Так же он настаивал, что не является "учителем" или "гуру", никого не "учит", и только помогает людям открывать доступ к тому, что ему дали первым. Отсюда принципиальное отсутствие иерархии в Субуде, где нет жрецов и профанов. Если человек получил доступ к силе Субуда, он равный всем собратьям по Субуду. Субудские "помощники" - это не жрецы. Это те, кто давно в Субуде и кто имеет большой и успешный опыт латихана. "Кураторы", а не начальники. "Иерархия" если и существует, то чисто административная - Субуд разросся до большой международной организации. Но в латихане все одинаковы, нет главных и младших.
Некоторых смущает, что в латихане часто произносят: "Алла, Аллах!" Несмотря на мусульманство Бапака, это не отсюда. "Элохим" - имя Бога Единого на арамейском, на котором говорил и Христос, так он звал Его на кресте в Евангелиях. Вероятно, это какие-то начальные истоки человеческого языка, очень древние, примерно как и фонетика АУМ в индуизме. В латихане некоторые говорят "Аллаху акбар" - и тотчас читают на старославянском "Отче наш" (даже если не знают русского и далеки от православия). Или просто твердят на славянском "Господи, Господи..." Бог един, разница в языках и методах.
Изначально Субуд обращен к людям, весьма далеким от духовных практик. К людям простым, незамысловатым, кто живет обычной жизнью, но ощущает пустоту, бессмысленность такой жизни. Такие люди приходят в традиционные религиозные конфессии и составляют там абсолютное большинство. Некоторые получают отклик и помощь, но очень многие ничего не получают, кроме общих слов и доброжелательных напутствий. На службах они видят Мистерию, и на время их захватывает общая сила ритуала. Но служба завершается, и они снова оказываются одни перед пустотой. Они просят Бога о милости, но ответа не слышат. Просят - и не слышат. И так годами. Мистерия, служба, поклонение, приближение - и пустота. Бог рядом, они про Него знают, но ответа нет. Канал закрыт, заглушен.
Для них и Субуд. Где канал открывается необычно, но реально. Не заменяя, а ПОДТВЕРЖДАЯ то, что они прежде улавливали на службе в своем храме.Ценность не в словах, а в том, что человек узнал внутри себя. Он не получит нового знания. Но его бытие изменится.
Иногда фундаменталисты подозревают, что "не тому богу молятся", "сатанисты". Ну, для них и обход солеи посолонь уже харам. Хотя у первых христиан не было ни солеи, ни золоченых чаш с причастием, и как-то обходились. Невозможно молиться "не тому Богу". Князь мира сего - не бог, и выдает его не сера или копыта, а направление усилий на преуспевание внутри мира. Когда власть и сила - самоцель, а люди и жизнь вечная - мираж и пыль. В картине мира самого Бапака "сатанинским" считается уровень материального, вещного. Но не уничтожить этот уровень требуется, а обуздать, поставить на свое, предназначенное изначально место. "Мирный атом", пусть работает.
Как ни странно, но опыт духовных практик в Субуде только мешает. Львиная доля таких "практик" - теория, множество теоретических концепций, слов и терминов. Чем больше знания, тем сильнее соблазн понимать новый опыт (бытие) через старые слова и термины. Беннетт, как весьма искушенный и знающий человек, прошел через это, увидел эти трудности. В одном из позднейших текстов он описал это, как взаимодействие двух различных путей саморазвития. Первый он назвал "аскетическим" путем, где человек прилагает усилия "от себя" - смиряя плоть, выполняя упражнения, соблюдая посты, подчиняя всю жизнь сложным правилам и ритуалам. И в итоге не получая НИЧЕГО. Почти всегда - НИЧЕГО. Тут нет разницы, какой конфессии адепт, сидит в монастыре или ходит на собрания "школы 4 пути" в подвале магазина "Путь к Себе". Важен результат. Апофеозом такого "результата" был вопрос Петра Успенского (на тот момент признанного учителя с сотнями учеников в Британии 1930-х) к своей ученице, недавно вышедшей из комы после тяжелой болезни: "Вы что-то видели? Там правда что-то есть"?"
Петр Демьянович подписал себе (и сотням тысяч своих последователей) приговор с печатью. Приговор всему "аскетическому" пути, апофеозом которого и был проект "Четвертого Пути" начала-середины 20в. "Выше головы не прыгнешь".
Конечно, не следует недооценивать Успенского. Он был человек сильный, умный и жесткий. Убил бы себя об стену, если надо. И ему принадлежат слова, что "мы только создаем условия для развития, даем знак ИМ, что мы есть". "Они должны услышать и прислать ответ".
Успенский умер в 1947, а ответ принял Беннетт. И сделал все для прихода Субуда на Запад.
Субуд бурно рос в 50-70-е, пока был жив Бапак. Он объездил весь мир, открывая людей и читая лекции. Он видел это развитие как начало новой эпохи. А Беннетт тогда написал целую книгу "Общины нового века". Апофеозом наступления нового века стали крушение СССР и конец холодной войны. После чего реальность начала развиваться в неожиданном и нехорошем направлении. Не туда. Но это отдельная и большая тема, к которой Бапак и Беннетт уже не причастны.
Субуд и сейчас существует, общины есть по всему миру, есть и в России. А Бог и Сила его и подавно не изменились.
Но изменились люди. Вот начало православного латихана:
Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый и вся исполняйя, Сокровище благих и Жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и спаси, Блаже, души наши!
И дальше поп заводит генератор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас...
Но люди ослепли и оглохли. И генератор работает вхолостую, мало кто его слышит сейчас. Еще 500 лет назад никакого Субуда не требовалось, люди получали на службе достаточно.