Субуд

Apr 11, 2018 01:50




Субуд - это интересное и странное явление. Попытки описать это как некую "исламскую секту" или "новую религию" всегда неверны. Субуд не религия. Если искать аналогии, то вроде "трансцендентальной медитации" и прочей "лайя-йоги". Это не религии, а технологии. Методы настройки ума и сердца. Основная практика называется латихан, что в буквальном переводе значит "тренировка". Люди приходят в Субуд, чтобы "тренироваться", учиться. Они учатся служить Богу Единому, подчинять Ему все свои помыслы. Имя этого Бога они не называют - потому что у Бога нет имени, Он просто Есть. Христианин говорит: Бог или Deus (с поправкой за язык), мусульманин: Аллах. У буддистов Будда - не бог, там это понятие очень сложное, местами жестко затабуировано. Однако буддийский Бог тоже существует. А Великая Единая Сила, Источник, известны всем развитым религиям.

Дж.Г.Беннетт был одним из тех, кто стал проводником Субуда на Западе. Это очень важный факт. Беннетт - человек умный, искушенный и настроенный весьма скептически относительно любых пророков и панацей. Ученик Гурджиева и Успенского, чьи методы быстро отучали людей верить на слово, слушать "голоса" и предаваться мечтаниям. Очередной сектант-дыромол не завладел бы его вниманием надолго. Однако Беннетт не только принял Субуд, но и занялся его распространением по всему миру, объездил десятки стран, открыл тысячи людей. А его школа в британском Кумб Спрингс несколько лет была главным центром Субуда в Европе.
Чуть позднее он написал хорошую книгу о Субуде, она доступна и сейчас:
http://www.opentextnn.ru/man/?id=4567

В Субуде "исламского" очень мало, и все вытекает из мусульманской принадлежности основателя, индонезийца Пак Субуха (Бапака). Оттуда же некоторые термины. Сам Бапак неоднократно просил не считать Субуд исламом и практиковать это вне зависимости от любой известной религии. Не ВМЕСТО, а параллельно, для поддержки основного пути. Так же он настаивал, что не является "учителем" или "гуру", никого не "учит", и только помогает людям открывать доступ к тому, что ему дали первым. Отсюда принципиальное отсутствие иерархии в Субуде, где нет жрецов и профанов. Если человек получил доступ к силе Субуда, он равный всем собратьям по Субуду. Субудские "помощники" - это не жрецы. Это те, кто давно в Субуде и кто имеет большой и успешный опыт латихана. "Кураторы", а не начальники. "Иерархия" если и существует, то чисто административная - Субуд разросся до большой международной организации. Но в латихане все одинаковы, нет главных и младших.

Некоторых смущает, что в латихане часто произносят: "Алла, Аллах!" Несмотря на мусульманство Бапака, это не отсюда. "Элохим" - имя Бога Единого на арамейском, на котором говорил и Христос, так он звал Его на кресте в Евангелиях. Вероятно, это какие-то начальные истоки человеческого языка, очень древние, примерно как и фонетика АУМ в индуизме. В латихане некоторые говорят "Аллаху акбар" - и тотчас читают на старославянском "Отче наш" (даже если не знают русского и далеки от православия). Или просто твердят на славянском "Господи, Господи..." Бог един, разница в языках и методах.
Изначально Субуд обращен к людям, весьма далеким от духовных практик. К людям простым, незамысловатым, кто живет обычной жизнью, но ощущает пустоту, бессмысленность такой жизни. Такие люди приходят в традиционные религиозные конфессии и составляют там абсолютное большинство. Некоторые получают отклик и помощь, но очень многие ничего не получают, кроме общих слов и доброжелательных напутствий. На службах они видят Мистерию, и на время их захватывает общая сила ритуала. Но служба завершается, и они снова оказываются одни перед пустотой. Они просят Бога о милости, но ответа не слышат. Просят - и не слышат. И так годами. Мистерия, служба, поклонение, приближение - и пустота. Бог рядом, они про Него знают, но ответа нет. Канал закрыт, заглушен.
Для них и Субуд. Где канал открывается необычно, но реально. Не заменяя, а ПОДТВЕРЖДАЯ то, что они прежде улавливали на службе в своем храме.Ценность не в словах, а в том, что человек узнал внутри себя. Он не получит нового знания. Но его бытие изменится.

Иногда фундаменталисты подозревают, что "не тому богу молятся", "сатанисты". Ну, для них и обход солеи посолонь уже харам. Хотя у первых христиан не было ни солеи, ни золоченых чаш с причастием, и как-то обходились. Невозможно молиться "не тому Богу". Князь мира сего - не бог, и выдает его не сера или копыта, а направление усилий на преуспевание внутри мира. Когда власть и сила - самоцель, а люди и жизнь вечная - мираж и пыль. В картине мира самого Бапака "сатанинским" считается уровень материального, вещного. Но не уничтожить этот уровень требуется, а обуздать, поставить на свое, предназначенное изначально место. "Мирный атом", пусть работает.

Как ни странно, но опыт духовных практик в Субуде только мешает. Львиная доля таких "практик" - теория, множество теоретических концепций, слов и терминов. Чем больше знания, тем сильнее соблазн понимать новый опыт (бытие) через старые слова и термины. Беннетт, как весьма искушенный и знающий человек, прошел через это, увидел эти трудности. В одном из позднейших текстов он описал это, как взаимодействие двух различных путей саморазвития. Первый он назвал "аскетическим" путем, где человек прилагает усилия "от себя" - смиряя плоть, выполняя упражнения, соблюдая посты, подчиняя всю жизнь сложным правилам и ритуалам. И в итоге не получая НИЧЕГО. Почти всегда - НИЧЕГО. Тут нет разницы, какой конфессии адепт, сидит в монастыре или ходит на собрания "школы 4 пути" в подвале магазина "Путь к Себе". Важен результат. Апофеозом такого "результата" был вопрос Петра Успенского (на тот момент признанного учителя с сотнями учеников в Британии 1930-х) к своей ученице, недавно вышедшей из комы после тяжелой болезни: "Вы что-то видели? Там правда что-то есть"?"

Петр Демьянович подписал себе (и сотням тысяч своих последователей) приговор с печатью. Приговор всему "аскетическому" пути, апофеозом которого и был проект "Четвертого Пути" начала-середины 20в. "Выше головы не прыгнешь".

Конечно, не следует недооценивать Успенского. Он был человек сильный, умный и жесткий. Убил бы себя об стену, если надо. И ему принадлежат слова, что "мы только создаем условия для развития, даем знак ИМ, что мы есть". "Они должны услышать и прислать ответ".
Успенский умер в 1947, а ответ принял Беннетт. И сделал все для прихода Субуда на Запад.

Субуд бурно рос в 50-70-е, пока был жив Бапак. Он объездил весь мир, открывая людей и читая лекции. Он видел это развитие как начало новой эпохи. А Беннетт тогда написал целую книгу "Общины нового века". Апофеозом наступления нового века стали крушение СССР и конец холодной войны. После чего реальность начала развиваться в неожиданном и нехорошем направлении. Не туда. Но это отдельная и большая тема, к которой Бапак и Беннетт уже не причастны.

Субуд и сейчас существует, общины есть по всему миру, есть и в России. А Бог и Сила его и подавно не изменились.

Но изменились люди. Вот начало православного латихана:

Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый и вся исполняйя, Сокровище благих и Жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и спаси, Блаже, души наши!
И дальше поп заводит генератор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас...

Но люди ослепли и оглохли. И генератор работает вхолостую, мало кто его слышит сейчас. Еще 500 лет назад никакого Субуда не требовалось, люди получали на службе достаточно.

четвертый путь, гурджиев, беннетт, субуд

Previous post Next post
Up