HARMONA

Dec 13, 2019 01:14


Фисгармония - это компактный орган, где звук дают "язычки" - металлические пластинки в оправе, как в баяне или губной гармошке. Исторически они были с ножным приводом - музыкант нажимал педали, надувая мех. В 50-е придумали заменить мех электрическим насосом, подающим воздух.
Снаружи это чемодан средних размеров, хотя и увесистый. Верхняя крышка снимается, под ней клавиатура в 57 клавиш и кнопки регистров. Справа тумблер включения и лампочка индикации. Там же провод с обычной вилкой в сеть.




Это была заметная (хотя и глубоко тупиковая) ветвь развития. Электромеханические органы делали по всему миру, включая Hohner и множество других производителей. Делали и в ГДР под брендом HARMONA (на том самом заводе, где позднее мастерили синтезаторы VERMONA, широко известные в СССР). Несмотря на социалистическое происхождение, Harmona - наиболее интересные инструменты по конструктиву и возможностям. Там 3 ряда сдвоенных язычков, по 24шт., всего выходит 144. Это уровень серьезного аккордеона. Плюс 5-7 регистров, позволяющих выбирать нужное сочетание голосов. И регулировка громкости за счет изменения скорости вращения моторчика, т.е. давления воздуха. Большинство западных брендовых органов той эпохи имели 1-2 ряда максимум, это скорее игрушки или тренажеры для обучения.



Вот так выглядит Harmona 1957г., которую я восстановил из инвалидного состояния. Внешне там наглядны черты старого немецкого аккордеона (которыми фабрика и занималась прежде). Если снять верхнюю крышку, видна система клапанов и клавиш. В центре кнопки переключения регистров (так же сугубо аккордеонные).



Если перевернуть ящик, под крышкой будет замкнутый рабочий объем с голосами и силовая установка. На первых версиях органа моторчиков 2, позднее оставили один, помощнее. Моторчик подвешен на пружинках внутри кожуха, крутит турбинку. Схема крайне проста, на 220в. Кроме моторчиков там встроенные термореле от перегрева, крутилка-резистор для изменения тока (и скорости вращения), плавкий предохранитель и выключатель с лампочкой. Показательно, что когда я искал резистор на замену, нашел только очень похожие штуки с датой выпуска 1989г., их до сих пор продают, а новые не делают.
Так же я пробовал найти замену самим моторчикам. Нереально. "А вам зачем?"(с) За 60 лет прогресс не создал ничего похожего по параметрам старым щеточным моторам. Обычные моторчики кулеров совершенно не заточены для создания разряжения, а сложные "улитки" избыточны мощностью (да и ценой тоже).









Голоса собраны в три массивных планки из бука, по два голоса на каждую ноту. На фото голоса до реставрации, видно, что некоторых не хватает - они вывалились наружу и брякали в ящике. Голоса закреплены на спец.составе на основе воска и канифоли, аналогично креплению голосов на старых баянах и аккордеонах. Состав одновременно фиксирует голос и обеспечивает герметичность от утечек воздуха.



Проблемная сторона Harmona - клавиатура. Разобрать КРАЙНЕ тяжело, ее фиксирует латунный штырь на всю длину, выкрутить почти нереально. Тяги к клапанам - алюминиевые, жесткие. При неудачной правке тяги велика вероятность сломать деревянную основу клавиши. Это коренным образом отлично от устройства индийских фисгармоний, которые разбираются как автомат Калашникова, любую клавишу можно извлечь за полминуты. К чести немцев, клава у них аццкой живучести - ибо пережила полвека без особых повреждений. Но если придется чинить - удовольствие то еще.
Звучит все это интересно, хотя и громковато для комнаты. Даже на минимуме громкость сопоставима с крупным баяном. В процессе экспериментов я включил в схему еще один переменный резистор, скрытый внутри. Если его поставить на половину мощности, основной регулятор позволит снизить уровень до терпимого в домашних условиях. Но надо понимать, что снижая давление под голосами, вы скоро упретесь в недостаток его для извлечения звука вообще. Так что тут надо искать некий баланс. Кстати несмотря на подвес, моторчик заметно шумит, пока не тронешь клавиши.

image Click to view


Harmona делала такие органы с середины 50-х по конец 70-х. На одном из инструментов я видел даже штамп 20.08.84. Это странно, но кто знает... Поздние Harmona имеют немного иную клавиатуру, минималистский дизайн и всего один моторчик. Были версии со штатными ножками и с педалью (аналогичной педалям для советских швейных машинок той эпохи). Масштаб производства был огромный, на весь СЭВ. По сию пору эти органы попадаются в барахолках и в России и на востоке Европы. Стоят копейки, но надо понимать, что это только первоначальный взнос, состояние их очень разное, иногда и аховое. Восковый состав живет 10-20 лет, дальше он обращается в картон и голоса высыпаются в поддон. Так же и ресурс моторчиков небесконечный.
Зачем это надо? Хороший вопрос. Функционально эти органы конечно проигрывают в ноль даже бюджетному современному ЭМИ. Но  помимо антикварного смысла, есть там и важное свойство ЖИВОГО звука. Язычки несовершенны, однако это несовершенство и отличает живой звук от цифры. И дает удивительное буйство обертонов (иногда не желая того...). И потом - это красиво.
Зачем-то нужно.

image You can watch this video on www.livejournal.com

Previous post Next post
Up