ПРОГРАММА КОНКУРСА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
С этого года, жюри конкурса неигровых фильмов, возглавляемое режиссером Сергеем Дворцевым, дополнительно к статуэтке «СЕРЕБРЯНОГО ГЕОРГИЯ» будет присуждать денежный приз в размере $5000 от Студии «Остров» и проекта «Смотрим Обсуждаем», выходящем на телеканале «Россия-Культура». В этом году кураторы документальных программ Сергей Мирошниченко и Григорий Либергал отобрали 8 новых неигровых картин, созданных для широкого зрительского проката.
А КТО УЧИЛ ТЕБЯ ВОДИТЬ?
Режиссёр: Андреа Тиле
And Who Taught You to Drive
Director: Andrea Thiele, Germany, 84’, 2012
Документальная комедия о ценности культурных разночтений. Управлять автомобилем в родном городе - занятие само по себе нервное. А каково сидеть за рулем в чужой стране? Мирела, переехавшая в Индию из Германии, американец Джейк, живущий в Токио и Хье-Вон, живущая в Баварии, столкнулись с одинаковой проблемой: чтобы водить автомобиль в чужой стране, нужно заново сдавать на права. Уроки вождения становятся уроками жизни, благодаря которым герои узнают, что для освоения искусства управления транспортным средством на другом конце Земли одними лишь знаниями правил дорожного движения не обойтись.
Андреа Тиле (1976, Мюнхен) окончила факультет массовых коммуникаций Университета Майами и факультет режиссуры документального кино мюнхенской Академии кино и телевидения (2010 - дипломный фильм «Частные сыщики»). С 2007 года снимает рекламные ролики в США. «И кто учил тебя водить?» - ее первый полнометражный документальный фильм.
КРОШКА ИЗ БЕЛЬВИЛЯ
Режиссёр: Миа Энгберг
Belleville Baby
Director: Mia Engberg, Sweden, 75’, 2013
Учась в киношколе, Мия Энгберг жила в парижском районе Бельвиль . Но времена бурной молодости позади. Сегодня она живет в Швеции, преподает в институте и воспитывает маленькую дочь. Однажды в квартире Мии раздался звонок из прошлого: голос в телефонной трубке представился Венсаном, парнем, которого Мия когда-то считала любовью всей жизни. Он просит ее вспомнить то время, когда они были вместе. После восьми лет в тюрьме Венсан надеется, что эти воспоминания помогут ему вернуться к нормальной жизни.
Мия Энгберг (1970, Стокгольм) изучала кино в парижской киношколе Ateliers Varan и Театральном институте в Стокгольме. Режиссер нескольких короткометражных игровых и документальных картин, самая известная из которых, “Грязные дневники” (2010) была отмечена премией Feminist Porn Film Awards. Мия Энгберг преподает режиссуру в Театральном институте и играет на бас-гитаре в группе “ska”.
ХОЛОКОСТ - КЛЕЙ ДЛЯ ОБОЕВ?
Режиссёр: Мумин Шакиров
Holocaust: Wallpaper Glue?
Director: Mumin Shakirov
Russia, 56’, 2013
Cестры Каратыгины получили то, к чему стремятся многие их ровесники - всероссийскую известность. Именно за ней они пришли на Муз ТВ, в программу «Безумно красивые», чтобы принять участие в примитивной викторине. Среди других им попался вопрос: «Что такое Холокост?» Ксения и Евгения дали короткий ответ: «Клей для обоев» - и взорвали русскоязычный интернет. Ролик с фрагментом телепрограммы собрал огромную аудиторию на YouTube, и его героиням досталось от души - от прямых личных оскорблений до язвительных насмешек в адрес их школьных учителей. В марте 2012 года режиссер Мумин Шакиров пригласил Евгению и Ксению на Радио "Свобода", чтобы выяснить, кем на самом деле являются эти девушки, поразившие сотни тысяч зрителей своей неосведомленностью. Во время этой встречи у автора возникала идея организовать для девушек экскурсию в музей Освенцима.
Мумин Шакиров (1959, Душанбе, Таджикская ССР) окончил режиссерский факультет ВГИК (мастерская Игоря Таланкина, 1990). Два года спустя поставил свою первую полнометражную картину «В Багдаде все спокойно» (1992). Работал специальным корреспондентом «Литературной газеты», спецкором «Радио Свобода», публиковался в «Новой газете». Освещал военные конфликты в Таджикистане, Чечне, Абхазии, Афганистане и Югославии. Автор книг «Наркобизнес в России» и «Миллион для женщины». В 2004 году вместе с Зигмундом Дзенчоловским снял документальную картину «Конкурс» о конкурсе красоты в новосибирской тюрьме. В том же году на канале НТВ состоялась премьера документальной картины «Ленин. Жизнь после смерти». Автор документальной картины «Голливуд. Русская дорожка» (2008), независимый журналист, ведущий программы «Формула кино» на Радио «Свобода».
ГЕНИЙ МАРИАН
Режиссёр: Бэнкер Уайт при участии Анны Фритч
The Genius of Marian
Director: Banker White, Co-director Anna Fritch, USA, 84’, 2013
Пэм Уайт, мать режиссера фильма, неизлечимо больна. Сын пытается помочь ей закончить книгу, посвященную его бабушке, известной художнице Мариан Стил. Вскоре в доме собирается вся семья, чтобы помочь Пэм легче переносить болезнь. Им предстоит вместе приспособиться к новым обстоятельствам, которые привнесла в их жизнь болезнь Альцгеймера.
Бэнкер Уайт живет в Сан-Франциско. Он получил известность благодаря фильму «Сборная беженцев Сьерра-Леоне» (2005) о группе музыкантов из Сьерра-Леоне. Фильм победил на нескольких крупных фестивалях и прошел в престижном слоте телесети PBS «Точка зрения». После завершения картины Бэнкер Уайт и его жена Анна Фритч основали международный образовательный проект для молодежи Сьерра-Леоне WeOwnTV.
ОТЕЦ И СЫН (Ojciec i syn)
Режиссёр: Павел Лозинский
Father and son
Director: Paweł Łoziński, Poland, 58’, 2013
Мы с отцом садимся в старый фургон и едем в Париж, где 23 года назад в Люксембургском саду он развеял прах своей матери. Поездка продлится две недели. Мы с отцом оба документалисты, поэтому мы решили снять путешествие на пленку. Мы ночуем в кемпингах или на бензоколонках. Отцу 70, мне 44. Мы говорим о разных вещах - истории нашей семьи, тяжелом прошлом, отцовских разводах. Запретных тем нет. Это путешествие просто повод чуть лучше узнать друг друга. У обоих есть камера, и чтобы быть честными друг перед другом, оба снимают свою версию путешествия. Это такой кино-психологический эксперимент об отношениях отца и сына. Но вот сумеем ли мы создать из этого материала единое произведение, которое было бы приемлимым для обоих?
Павел Лозинский (1965, Варшава) окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Снимает и продюсирует документальное кино. Среди его самых известных фильмов “Место рождения” (1992), «Сто лет в кинозале» (1995) “Такая история” (1999), “Сестры” (1999), “Через границу: пять взглядов на соседей” (2004), “Химиотерапия” (2009, включена в программу ММКФ «Свободная мысль»). Павел Лозинский неоднократно удостаивался престижных наград на различных международных кинофестивалях, включая фестивали в Париже, Лейпциге и Кракове.
ПРИГОВОРЕННЫЕ
Режиссер Ник Рид, продюсер и со-режиссер Марк Франкетти
THE CONDEMNED
Director Nick Read, co-director Mark Franchetti
UK, Russia, 80’, 2013
Добро пожаловать в Колонию строгого режима №56, закрытое исправительное заведение, предназначенное исключительно для убийц. Двести шестьдесят её обитателей в общей сложности лишили жизни почти восемьсот человек. В центре повествования - шестеро: наемный убийца, семья которого считала, что он занимается нефтяным бизнесом; зэк с сорокалетним стажем; человек, который, по собственному признанию, слишком порочен, чтобы жить на свободе; «опущенный» - представитель низшей ступени тюремной иерархии; заключенный, который, после двадцати лет за решеткой больше всего боится свободы. И начальник колонии, который провел здесь более двадцати шести лет - больше, чем любой из его подопечных.
Ник Рид имеет богатый опыт работы в документальном кино, за что удостоен множества наград. На его счету более пятидесяти фильмов, над которыми он работал в шестидесяти странах на протяжение четверти века. Трехкратный номинант на премию BAFTA, лауреат множества фестивальных наград.
Марк Франкетти - московский корреспондент лондонской газеты «Sunday Times». Удостоен множества наград за освещение событий в театре на Дубровке, военных действий в Чечне, Косово, Ираке, Афганистане, Грузии и др. Работает в прессе и на телевидении, автор и ведущий нескольких документальных программ.
КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Режиссёр: Люси Уокер
The Crash Reel
Director: Lucy Walker, USA, 109', 2013
В 2009 году, готовясь к зимней Олимпиаде, чемпион США по сноуборду Кевин Пирс получил тяжелейшую травму черепа. То, что начинается как героическая история об одаренном спортсмене, который изо всех сил старается стать фигурой номер один в своем виде спорта, вдруг оборачивается историей борьбы человека с собственным телом, человеческой воли с законами физики.
Люси Уокер - двукратный номинант на премию «Оскар», лауреат более 50 наград. Родилась в Лондоне. Изучала литературу в Оксфордском университете, получила Фулбрайтовскую стипендию на обучение в аспирантуре Нью-Йоркского университета. Уокер снимала короткометражные фильмы и музыкальные клипы, а также делала детские телепередачи. Ее дебют - документальная картина “Детская площадка дьявола” (2002) - получил ряд престижных международных наград, “Зрение вслепую” (2006) - приз зрителей на Берлинском кинофестивале. Еще больший международный успех сопутствовал фильмам “Свалка” (2010, участник программы ММКФ «Свободная мысль») и “Обратный отсчет” (2011).
ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ ЛЮБВИ
Режиссёр: Сара Маккарти
The Dark Matter of Love
Director: Sarah McCarthy, UK, 93’, 2013
Супруги Диас из Висконсина решают удочерить одиннадцатилетнюю Машу. Помимо Маши в семье Диас есть родная дочь Ками и еще двое детей из России, близнецы Марсель и Вадим. Но процесс адаптации девочки из детдома к нормальной жизни оказался намного более сложным, чем можно было ожидать. Чтобы помочь Маше почувствовать себя частью семьи, супруги Диас приглашают двоих всемирно известных специалистов по проблемам приемных детей…
Сара Маккарти родилась в Сиднее. После окончания киношколы переехала в Лондон, где разрабатывала проекты для BBC и RDF Media. В 2008 году дебютировала короткометражкой «Убийства на танцплощадке», сделанной для Ченнел 4. Автор идеи и продюсер документальной картины «Бабушка «Черная вдова»», сделанной для BBC-1. Премьера ее следующей режиссерской работы - «Звуки Мумбая: мюзикл» (2010) состоялась на кинофестивале в Торонто. «Темная материя любви» - ее четвертый документальный фильм.