"Страна бурь", "Доктор Кетель", "Штиль", ретроспектива Любича

Jun 28, 2012 03:06


На  кинофорумах всегда чётко ощущается, что европейское кино германцами прирастает и прирастать будет, причем германцами в широком смысле этого слова.  Второй год подряд феерические картины привозит, например, Исландия, задавленная острейшим экономическим, на грани взрыва, кризисом, приправленным общей островной клаустрофобной безысходностью.  Потомки Снорри Стурлусона, вопреки стереотипам, не штампуют видовые кинооткрытки с суровыми красотами страны гейзеров, а выдают забойное остросоциальное кино в разных жанрах   -  в прошлом году это была трогательная комедия Арни Асгейрссона о суровых буднях моряков рыболовецкого судна с феерической галереей характеров, сегодня    -    мрачная драма Мартейдна Торссона "Страна бурь"  (исполнитель заглавной роли Олафур Олафссон, кстати, снимался в обеих лентах).

В очередной раз убедившись в непогрешимости истины о том, что никогда не надо читать аннотаций к фильмам,  обрыдалась над анонсами российской кинокритики.  В одной аннотации ничтоже сумняшеся утверждалось, что левак, анархист и бунтарь Бедивар, прокляв свинцовые мерзости исландского капитализма,  покупает ствол, обвязывается гранатами-лимонками и едет в столицу, слушать и играть музыку революции.  Другая аннотация столь же беззастенчиво сообщала, что правый ницшеанец и религиозный мистик Бедивар    -    экранное преломление Брейвика    -    сводит счеты с человечеством, доказывая, что не тварь дрожащая, а право имеет.  Вот и верь после этого кинокритике.






На самом деле ни то, ни другое.  Обаятельный до невозможности, лохматый медвежьеобразный пузан Бедивар   -  по профессии школьный учитель, а по призванию   -    писатель, поэт, автор потенциального бестселлера, который никак не издадут (весь фильм герой находится в предвкушении издания романа, но увы:((,  известный на весь родной город (а точнее, посёлок, ибо в Исландии и Рейкъявик-то та ещё деревня)  блоггер,  в общем    -   типичный лузер, то есть творческая личность, живущая во времена социальной депрессии на острове размером с кухонный таз.  С головой у Бедивара лёгкие неполадки, впрочем, отнюдь не выходящие за ту грань, когда милые чудачества перетекают в патологию, и не мешающие в социальной жизни (герой упоминает в разговоре, что сидит на успокоительных).  Идеологически, кстати, он ближе как раз к правым ницшеанцам и религиозным мистикам   -  портрет Ницше у него на рабочем столе компа, а самый непререкаемый исторический авторитет   -    викинг Греттир.  В то же время исландская суровая реальность обуславливает ненависть героя к имущему классу, банкирам, ввергнувшим страну в кризис, и прочим хозяевам жизни и разговоры о грядущих революциях, так что, проще говоря, аццкая каша в башке у товарища, однако.

Тем не менее любые сравнения с Брейвиком тут некорректны и неуместны, ибо Брейвик   -     бесящийся с жиру и поехавший крышей яппи, хладнокровно планировавший свое преступление, под которое он давно подвел теоретическую базу, существо вне морали, на грани добра и зла.  У киношного же Бедивара, способного и на альтруизм, и на самопожертвование, и на настоящую любовь    -    целая полоса жизненных трагедий, наслоившихся одна на другую: книжку не издают, из школы увольняют с волчьим билетом, мать умирает, перспектив никаких,  в личной жизни один облом за другим   -   сам того не желая, обрюхатил какую-то местную поселковую шалаву, стали жить вместе, родился ребенок, которого он счел новым смыслом жизни, а тут выясняется, что ребенок-то и не его, а соседский, любимая девушка сначала индифферентна, а потом выясняется, что спит с родным братом Бедивара, в общем, от такого крышу сорвет у любого, не только у исландца.  Череда совершенных героем убийств выглядит как вполне закономерный итог кризиса личности на фоне социальной деградации вокруг, и тут марксисты ещё поспорят с психиатрами, о чем этот фильм   -   о кризисе буржуазного уклада жизни или о трагедии индивида, попавшего в трудную жизненную ситуацию.  Если  на такой сюжет снимать пафосную чернуху или, наоборот, комикс со сплошными гэгами, то получится плоско и односторонне, а тут вроде такой трагический нуар, а зал беспрестанно хохочет: "Страна бурь"     -    классический трагифарс, король жанров.

По давящему воздействию на психику с исландской "Страной бурь" поспорит  "Доктор Кетель" молодого, но очень перспективного немца Линуса де Паоли.  Если герой исландского фильма, захватив в заложники девушку и врача, кричит копам что-то о социальной несправедливости и людоедской реформе здравоохранения (вообще, судя по репертуару ММКФ-2012,  реформа здравоохранения по рецептам Всемирного банка   -    это сейчас общеевропейская проблема номер один, буквально в каждом втором фильме по ней проходятся крайне жёстко),  доктор Кетель Вебер   -     это такой немецкий вариант доктора Лизы в брюках.  Бывший медбрат, отлученный от медицинской практики и сам без пяти минут бомж, рассекает по ночному Берлину и нелегально врачует бомжей, обездоленных, которые не имеют медстраховки и не могут заплатить за лечение, нелегальных мигрантов и прочий деклассированный элемент.  Классический вариант сапожника без сапог   -   доктор для нищих сам на грани нищеты и проблем с законом  (лекарства и всё необходимое Кетель раздобывает, обворовывая аптеки),  а медицинская помощь ему и самому нужна как воздух (самый загадочный эпизод фильма, так и оставшийся непроясненным     -   это странная экскрементоподобная субстанция, выблёвываемая доктором и помещаемая им в банку для анализа,  -  что это такое, никто внятно объяснить не может)



Фильм де Паоли   -  номинант в конкурсе "Перспективы", и я бы однозначно присудила ему победу:  он совершенен с художественной точки зрения, снят в дихромной черно-белой гамме и являет собой классический образец социального нуара.  Наградила бы я Кетеля Вебера и за лучшую мужскую роль   -   слегка непонятно, почему этот двухметровый острохарактерный актер раньше не появлялся на экранах, с такой богатой фактурой и не на первых страницах таблоидов...

Говоря о мощном германском кино, нельзя не упомянуть новую ленту Фолькера Шлёндорфа "Штиль"     -   рассказ о реальной судьбе лагеря для интернированных в оккупированной немцами Франции 1941-го, значительную часть заключенных составляли коммунисты и активные антифашисты.



Расстрел 100 "заложников" из числа интернированных был ответом Гитлера на убийство немецкого генерала активистами Сопротивления в Нанте.  Практически вся галерея героев картины    -    реальные люди, имена которых навеки вписаны во французскую историю.  Тот самый Ги Моке, именем которого названа станция парижского метро   -   это 17-летний вихрастый подросток, почти ребёнок, печатавший и распространявший по городу листовки и расстрелянный в тот роковой день с сотней  своих товарищей,  коммунист Тимбо  -  видный член ФКП,  десятки других фамилий для французов отнюдь не пустой звук.  Гитлеровцы специально отобрали для показательной расправы не только самых политически активных и опасных для оккупационного режима, но и самых юных, не пожалев фактически детей.  Для французов тогда это стало шоком    -    оккупационный режим во Франции, разумеется, отличался от "нового оккупационного порядка" на восточных территориях, на их фоне выглядя щадящим.  "Мы не какие-нибудь там поляки",   -  говорит чиновник из французской коллаборационистской администрации. 
Справедливости ради стоит отметить, что судьба заключенных концлагерей и лагерей для интернированных для  европейского кино тема, мягко говоря, не из разряда особо оригинальных, число картин на похожий сюжет исчисляется  сотнями, но новая лента Шлёндорфа ценна именно своей документальной правдивостью    -    в отличие от большинства карамельных киносказок, в которых главные герои-рассказчики чудесным образом выживают в лагере смерти и спустя десятилетия  рассказывают о своих погибших товарищах внукам,  Шлёндорф описывает реальную, а не 
придуманную, историю   -    из той самой сотни заложников-коммунистов не выжил никто.

Говоря о германском кинематографе, хотела отдельно упомянуть главный кинопраздник нынешнего фестивального года:  ретроспектива гениального Эрнста Любича     -   то, ради чего, собственно, стоило ходить на фестиваль, но потом призадумалась:)). Любич, конечно, по происхождению немецкий еврей, но назвать его немецким режиссером, с учетом того, что король смеха предусмотрительно сдриснул с фатерлянда ещё до пивного путча, весьма затруднительно   -   Любич, конечно, родной сын Голливуда, и никуда от этого ни денешься. Фильмам Любича крайне не повезло: в СССР его считали  антисоветским и практически не показывали, а на Западе он проходил по разряду слишком антибуржуазных кинематографистов, вплоть до того, что его называли "советским агентом".  Правда, наверно, как всегда, лежит где-то посередине, но справедливости ради надо отметить, что в крышесносной "Ниночке"  советские партфункционеры вышучиваются совсем не зло, а как-то тепло и с симпатией, этакое скорее дружеское подтрунивание, то буржуа пригвождаются острием сатиры куда обидней и безжалостней.  В любом случае, ничего смешнее, чем "Быть или не быть", я не видела в жизни своей   -    если хотите провести два лучших часа в своей жизни, надорвав животы до колик,  бегите сегодня в "Октябрь" к 14-30.

Previous post Next post
Up