В этом году в программе ММКФ печально отсутствует Социалистический авангардизм. Всё, смотреть нечего! Зато есть ретроспектива фильмов Любича. Правда, к сожалению, ни один из трёх сеансов программы, на которые я успела сходить, не обошелся без проблем.
Вчера днём была «Розита» - первый голливудский фильм режиссера с Мэри Пикфорд в главной роли (для которой это, в свою очередь, одна из первых ролей не в привычном амплуа инженю). Это немая комедия 1923 года по мотивам пьесы Филиппа Дюмануара и Адольфа Д’Эннери «Дон Сезар де Базан» (имена героев другие, сюжет укорочен и упрощён, ну и Боярский не поёт, поёт только Мэри Пикфорд). К сожалению, организаторы почему-то решили, что зрители, покупающие билет за 450 рэ, могут удовлетвориться просмотром немого кино в полной тишине. Демонстрировалась советская копия фильма с русскими интертитрами, но безо всякого звукового сопровождения*, хотя в зале стоит орган.
Вечером вчера же был немецкий фильм Любича, который он считал своей лучшей германской работой, - «Дикая кошка» (1921) с Полой Негри. Это совершенно феерический пример горной комедии. К сожалению, во всех подробностях понять сюжет помешал облом номер два - не было русских титров. То, что никто из зрителей не ушёл, заслуга исключительно самого фильма. Опять мне понравились декорации, они полностью условны (примерно как в «Кабинете доктора Калигари») и совершенно сказочны.
Вот, например, героине снится сон о счастливом соединении с красавцем-лейтенантом, и она видит каких-то снежных толстяков. Полу Негри в такой не роковой, а наоборот, хулиганской роли я до сих пор ни разу не видела.
На сеансе была девушка-органистка, которая исполнила совершенно великолепный саундтрек, специально отрепетированный для конкретно этого фильма.
Сегодня днём посмотрела фильм Design for Living с Гэри Купером, Фредриком Марчем и Мириам Хопкинс, который по-русски назвали «Серенада трех сердец». Облом номер три состоял в том, что фильм начался без звука, и потом механик забывал включать звук каждый раз, когда начиналась следующая часть. В начале сеанса зрители в зале чуть не переругались, кое-то доказывал, что звука нет, потому что фильм «немой». Хотя это уже 1933 год.
И это прекрасный пример фильма, относящегося к краткому периоду конца 20-х - начала 30-х годов, которые сейчас условно называют pre-code movies. Условно - потому что, кроме периода и определенных тем, эти фильмы, в общем-то, ничего не объединяет, и потому, что Кодекс Хейса в те годы уже вполне действовал, просто в 1934 все ужесточилось, и ничего подобного на экраны потом уже не попадало - ни любви втроём, ни открытых разговоров о сексе, не секса вне брака, ни женской эмансипации и проч.
В Design for Living Мириам Хопкинс знакомится в поезде с друзьями, художником Гэри Купером и драматургом Фредриком Марчем, и влюбляется сразу в обоих. Не в состоянии выбрать между ними, она в результате просто переезжает к ним домой (приятели совместно снимают квартиру) с уговором «никакого секса». Но стоит надолго уехать одному из друзей, потерявшая альтернативу девушка падает в объятия оставшегося второго. Когда же возвращается первый, она вспоминает, что любит и его.
Пару лет назад в журнале «Сеанс» было сразу три текста про этот период и феномен pre-code, так что про это можно почитать на русском.
Если кому-то интересно, то ниже ссылки. И все фильмы, что упоминаются в текстах, просто отличные! Можно смотреть прямо по списку.
Скорее опороченный, чем порочный Весело они катились в ад В ожидании новой иллюзии И сам Кодекс производства кинофильмов на русском * Судя по ситуации с последним фильмом, у «Розиты», возможно, тоже была звуковая дорожка, просто механик её не включил, а так как фильм немой, зрители не настаивали.