«Артист» /The Artist/, 2011, Франция, реж. Мишель Хазанавичус

Jul 05, 2011 15:52



«Артист» попал в Канн из уважения к трудам, видимо. Кино беспардонно зрительское, но выдаваемое за «немое» таким упрямым образом, что вряд ли ему светит выбраться из ниши артхауса, так как Хазанавичус ориентировался именно на «немое кино», а не на кино без диалогов, а это несколько иная культура потребления. Частота 16 кадров/сек., асинхронность изображения со звуком, интертитры с характерными репликами, не говоря уже про чудеса имперсонации, гэги, ужимки, мимику - вся эта божественная симуляция потрясает маниакальной проработкой, и только. Звук представлен характерным наигрышем тапера, но иногда мелодия просто пропадала, вызывая занятную реакцию публики (это на пресс-показе). Люди, смущенные тишиной, начинали нервно озираться по сторонам: суета на экране происходит, а звук выключили, механик пьяный, что ли; говорят, нынешние мы смотрим кино ушами. Концепция серьезного подражания выходит в ернический постмодернизм лишь дважды (в финале и в сцене, где «гремит стакан»). Хазанавичус аккуратно и без тени иронии уложил кино в ложе голливудской романтической комедии. «Артист» сделан так, будто авторы решили переиграть прабабушку на ее поле. Сработать это может только для человека, который видел два-три немых фильма в жизни, да и то в детстве по телику. Основная часть зрителей, на которую рассчитана подобная установка, давно мутировала в трансформеров и имеет иное устройство вкусовых рецепторов. Для специальной публики, на которую фильм, кажется, тоже надеется, необходимы виражи выдумки, пирамиды паззлов, шутки про себя, намеки на президентские выборы и издевательства над последним блокбастером Бэя. Осталось странное ощущение неудовлетворенности при виртуозной имитации, совершенстве технологического и фабульного рядов, будто комедию снимал человек без чувства юмора, попутавший «чистоту» со «стерильностью». Отношение к «Артисту» можно выразить самым популярным ругательством 33-ого фестиваля - «эрзац».
Вот кто там не эрзац, так это терьер главного героя, собственно «артист», ответственный за половину всех эмоций фильма и заслуженно получивший на том фестивале почетную премию Palm Dog.

ммкф-33, шувалов, рецензии, 2011, гала-премьеры

Previous post Next post
Up