Заметки на полях фестиваля - 13

Jun 28, 2010 17:42

 

Ладно, с Боливией разобрались.  А много ли вы, друзья мои, смотрели коста-риканского кино?...  Я так и думала, что немного.  Придется восполнять пробел, потому что по какому-то странному стечению обстоятельств именно коста-риканскому режиссеру, причем дебютантке, великий Габриэль Гарсиа Маркес, пользующийся славой писателя, которого решительно невозможно экранизировать,  доверил экранизацию своей повести "Любовь и другие демоны". Видимо, репутация неэкранизируемого писателя Маркеса изрядно утомила:))    -    нельзя сказать, что его совсем не экранизируют, но я как-то не припомню ни одного мало-мальски удачного опыта.

Режиссёр Хильда Идальго     -    коста-риканка,  учившаяся кинематографу на Кубе (там-то она и познакомилась с Маркесом, преподававшим там начинающим кубинским кинематографистам), можно сказать, пробила эту брешь.  Сюжет прост и лапидарен    -    юная золотоволосая Сьерва, дочь богатого испанского аристократа, выросшая в колониальной Картахене, воспитанная чернокожими рабами  (самая же первая сцена картины, похороны Сьервой старенькой нянюшки, настраивает на трагический лад, и весь фильм ощущение трагизма идет по нарастающей), укушена на улице бешеной собакой.  У девочки развивается водобоязнь  и появляются другие симптомы заболевания, которые во времена безраздельного господства Святой Инквизиции считались признаками одержимости дьяволом.  13-летнюю девочку помещают в монастырь, более напоминающий пыточный застенок, и, вместо того, чтобы приглашать докторов для исцеления, изгоняют дьявола из плоти.  После того, как местный епископ препоручает  девочку заботам молодого священнику Каэтано, возникает настоящая одержимость   -   нетрудно догадаться, что между молодыми людьми вспыхивает совершенно земная страсть.  Очевидно, что добром эта история закончиться не может   -   девушку святые инквизиторы убивают,  лишенный сана священник, понятное дело, тоже не жилец    -   короче, все умерли.



Фильм "Любовь и другие демоны" крайне немногословен, можно, наверно, по пальцам рук пересчитать количество фраз, произносимых героями,  целиком ориентирован на визуальное восприятие    -   виртуозная игра света и тени, сочные, жирные краски,  крупные планы крошечных зверюшек и насекомых, снятых как будто под микроскопом, подчеркнутый натурализм и телесность, осязаемость экранной плоти,  безупречный минимализм в кадре    - в общем, отличная режиссерская и операторская работа.  Выбирая актрису на главную роль, Идальго отсмотрела несколько сотен девочек из колумбийской Картахены, и в итоге остановилась на дочери администратора картины:))   -  прямое, стопроцентное попадание в яблочко.  Уверена, что для шестнадцатилетней школьницы Элизы Трианы, которой во время съемок было 13, это начало успешной кинокарьеры    -    после показа ленты Триана вместе с режиссером Хильдой Идальго отвечали на вопросы публики, и было видно, что девочка уже вполне "звездит":), собирается учиться на актерском, в общем, кастинг оказался удачным. Умеющий по-настоящему выразительно молчать тринадцатилетний ребенок, глаза которого говорят больше, чем нагромождение слов,   -   это, я вам скажу, дорогого стоит.

Больше всего зрителей интересовала реакция самого Маркеса на результат съемок    -   режиссер заверила, что мэтр остался доволен.  Присутствовавший в зале посол Коста-Рики (фильм о Колумбии, снимавшийся в Колумбии колумбийской съемочной группой, считается совместным колумбийско-костариканским, потому что Коста-Рика финансировала съемки) заверил, что успех картины сподвигнет Министерство культуры на более щедрое финансирование национального кинематографа.

То, что картина, будучи конкурсной, не получила ни одного, даже символического, приза, в отличие от заурядной венесуэльской поделки,  говорит о двух вещах    -   о странности, мягко говоря, жюри и о том, что для того, чтобы стать призером фестиваля, нужно привезти снятую на любительскую дрожащую камеру (а лучше   -  на телефон) криминальную историю из жизни наркодилера (Колумбия же, зачем нам Маркес?).  Идеально, если он при этом будет гомосексуалистом.  А если еще и албанским беженцем впридачу, гран-при гарантирован.

Насыщенный киновпечатлениями день закончился премьерой  политического триллера "Призрак" Романа Полански    -   вот кого надо наградить призом за кинематографическое мужество, изобретательность и стойкость:))    -   сидящий под домашним арестом в Швейцарии Полански ухитряется делать большое кино,  без единого прокола,  причем масштаб и размах съемок поистине голливудский, несмотря на то, что Голливуд  любвеобильному мэтру заказан, судя по всему, навсегда:)...  Руководил монтажом фильма Полански вообще из тюремной камеры, что, знаете ли, внушает:)...

Сюжет "Призрака" слегка напоминает "Девятые врата", только там     -   религиозная мистика, а здесь  -  политика.  В оригинале фильм, разумеется, называется по-другому, но политкорректные прокатчики, ясное дело, не могут выпустить на экран ленту под названием "Негр", пусть даже речь идет о "литературном негре".  Заказчик у негра-призрака (Юэн Макгрегор) весьма непростой:)   -  бывший премьер-министр Великобритании Адам Лэнг, вынужденный вести затворнический образ жизни в Соединенных Штатах, ибо в Европе он неизбежно будет предан суду  (выбирая подобный сюжет, Поланский, разумеется, тонко иронизирует над собственной ситуацией).  Одинокий унылый североамериканский островок с отвратительным климатом пришлось снимать в Северной Германии, да и с другими условностями, в общем, создатели картины вполне справляются   -   фильм американский от кончиков ногтей Пирса Броснана, исполняющего роль английского экс-премьера, до кончиков ногтей Ким Кэтралл, играющей его помощницу и любовницу по совместительству:).



Лэнг нанимает «писателя-призрака» для написания своих мемуаров    -   история с самого начала попахивает чем-то таинственным и неприятным, поскольку предшественник, успевший склепать черновик, погибает при невыясненных обстоятельствах.  Как и в "Девятых вратах", с самого первого дня у героя начинается полоса неприятностей, и чем глубже он погружается в биографию заказчика, тем плотнее вокруг него сжимается кольцо преследования     -    рисковать собственной шкурой не входило в условия контракта, но писатель увлекается собственным расследованием, влезает в самые сокровенные тайны американской разведки,  а разгадка всей детективной истории   -  классическое cherchez la femme:  кто бы сомневался, что завербованным  ЦРУ-шным агентом окажется любимая жена премьер-министра?..

Короче, всё зло в мире от баб     -  вывод, выстраданный Поланским на собственном опыте...

чеховские мотивы, специальный показ, 2010, перспективы, лауреаты, конкурс

Previous post Next post
Up