Ладно, с Боливией разобрались. А много ли вы, друзья мои, смотрели коста-риканского кино?... Я так и думала, что немного. Придется восполнять пробел, потому что по какому-то странному стечению обстоятельств именно коста-риканскому режиссеру, причем дебютантке, великий Габриэль Гарсиа Маркес, пользующийся славой писателя, которого решительно невозможно экранизировать, доверил экранизацию своей повести "Любовь и другие демоны". Видимо, репутация неэкранизируемого писателя Маркеса изрядно утомила:)) - нельзя сказать, что его совсем не экранизируют, но я как-то не припомню ни одного мало-мальски удачного опыта.
Режиссёр Хильда Идальго - коста-риканка, учившаяся кинематографу на Кубе (там-то она и познакомилась с Маркесом, преподававшим там начинающим кубинским кинематографистам), можно сказать, пробила эту брешь. Сюжет прост и лапидарен - юная золотоволосая Сьерва, дочь богатого испанского аристократа, выросшая в колониальной Картахене, воспитанная чернокожими рабами (самая же первая сцена картины, похороны Сьервой старенькой нянюшки, настраивает на трагический лад, и весь фильм ощущение трагизма идет по нарастающей), укушена на улице бешеной собакой. У девочки развивается водобоязнь и появляются другие симптомы заболевания, которые во времена безраздельного господства Святой Инквизиции считались признаками одержимости дьяволом. 13-летнюю девочку помещают в монастырь, более напоминающий пыточный застенок, и, вместо того, чтобы приглашать докторов для исцеления, изгоняют дьявола из плоти. После того, как местный епископ препоручает девочку заботам молодого священнику Каэтано, возникает настоящая одержимость - нетрудно догадаться, что между молодыми людьми вспыхивает совершенно земная страсть. Очевидно, что добром эта история закончиться не может - девушку святые инквизиторы убивают, лишенный сана священник, понятное дело, тоже не жилец - короче, все умерли.
Фильм "Любовь и другие демоны" крайне немногословен, можно, наверно, по пальцам рук пересчитать количество фраз, произносимых героями, целиком ориентирован на визуальное восприятие - виртуозная игра света и тени, сочные, жирные краски, крупные планы крошечных зверюшек и насекомых, снятых как будто под микроскопом, подчеркнутый натурализм и телесность, осязаемость экранной плоти, безупречный минимализм в кадре - в общем, отличная режиссерская и операторская работа. Выбирая актрису на главную роль, Идальго отсмотрела несколько сотен девочек из колумбийской Картахены, и в итоге остановилась на дочери администратора картины:)) - прямое, стопроцентное попадание в яблочко. Уверена, что для шестнадцатилетней школьницы Элизы Трианы, которой во время съемок было 13, это начало успешной кинокарьеры - после показа ленты Триана вместе с режиссером Хильдой Идальго отвечали на вопросы публики, и было видно, что девочка уже вполне "звездит":), собирается учиться на актерском, в общем, кастинг оказался удачным. Умеющий по-настоящему выразительно молчать тринадцатилетний ребенок, глаза которого говорят больше, чем нагромождение слов, - это, я вам скажу, дорогого стоит.
Больше всего зрителей интересовала реакция самого Маркеса на результат съемок - режиссер заверила, что мэтр остался доволен. Присутствовавший в зале посол Коста-Рики (фильм о Колумбии, снимавшийся в Колумбии колумбийской съемочной группой, считается совместным колумбийско-костариканским, потому что Коста-Рика финансировала съемки) заверил, что успех картины сподвигнет Министерство культуры на более щедрое финансирование национального кинематографа.
То, что картина, будучи конкурсной, не получила ни одного, даже символического, приза, в отличие от заурядной венесуэльской поделки, говорит о двух вещах - о странности, мягко говоря, жюри и о том, что для того, чтобы стать призером фестиваля, нужно привезти снятую на любительскую дрожащую камеру (а лучше - на телефон) криминальную историю из жизни наркодилера (Колумбия же, зачем нам Маркес?). Идеально, если он при этом будет гомосексуалистом. А если еще и албанским беженцем впридачу, гран-при гарантирован.
Насыщенный киновпечатлениями день закончился премьерой политического триллера "Призрак" Романа Полански - вот кого надо наградить призом за кинематографическое мужество, изобретательность и стойкость:)) - сидящий под домашним арестом в Швейцарии Полански ухитряется делать большое кино, без единого прокола, причем масштаб и размах съемок поистине голливудский, несмотря на то, что Голливуд любвеобильному мэтру заказан, судя по всему, навсегда:)... Руководил монтажом фильма Полански вообще из тюремной камеры, что, знаете ли, внушает:)...
Сюжет "Призрака" слегка напоминает "Девятые врата", только там - религиозная мистика, а здесь - политика. В оригинале фильм, разумеется, называется по-другому, но политкорректные прокатчики, ясное дело, не могут выпустить на экран ленту под названием "Негр", пусть даже речь идет о "литературном негре". Заказчик у негра-призрака (Юэн Макгрегор) весьма непростой:) - бывший премьер-министр Великобритании Адам Лэнг, вынужденный вести затворнический образ жизни в Соединенных Штатах, ибо в Европе он неизбежно будет предан суду (выбирая подобный сюжет, Поланский, разумеется, тонко иронизирует над собственной ситуацией). Одинокий унылый североамериканский островок с отвратительным климатом пришлось снимать в Северной Германии, да и с другими условностями, в общем, создатели картины вполне справляются - фильм американский от кончиков ногтей Пирса Броснана, исполняющего роль английского экс-премьера, до кончиков ногтей Ким Кэтралл, играющей его помощницу и любовницу по совместительству:).
Лэнг нанимает «писателя-призрака» для написания своих мемуаров - история с самого начала попахивает чем-то таинственным и неприятным, поскольку предшественник, успевший склепать черновик, погибает при невыясненных обстоятельствах. Как и в "Девятых вратах", с самого первого дня у героя начинается полоса неприятностей, и чем глубже он погружается в биографию заказчика, тем плотнее вокруг него сжимается кольцо преследования - рисковать собственной шкурой не входило в условия контракта, но писатель увлекается собственным расследованием, влезает в самые сокровенные тайны американской разведки, а разгадка всей детективной истории - классическое cherchez la femme: кто бы сомневался, что завербованным ЦРУ-шным агентом окажется любимая жена премьер-министра?..
Короче, всё зло в мире от баб - вывод, выстраданный Поланским на собственном опыте...