А ещё, а ещё я наконец сообразила, что и другая советская практика - а её-то помнит ли кто из френдов? - собирание конфетных фантиков - тоже является импортозамещением. Замещением европейского, в основном французского, коллекционирования рекламно-коммерческих карточек, тоже маленьких едко-красивеньких хромолитографий, только уже не самоклеющихся и не просечных, а просто афишек +/- открыточного размера с данными фирмы на обороте, вот таких.
Поскольку карточки эти на 90% печатались именно кондитерскими лавками, то мода перекинулась на шоколадные обёртки, а затем и на нищие конфетные фантики.
В моём поколении этим занимались только в самых младших классах - и только самые альтернативно одарённые детки. Собственно, исходная культурная активность (когда карточки собирали за красоту и за познавательность, потому что были и научно-популярные серии на самые разные темы) уже полностью выродилась, и конфетный мусор собирали уже чисто ради количества, сохраняя, впрочем, «старшинство карт»: фантики от дорогих конфет ценились выше, чем от дунькиной какой-нибудь радости. Но известные сорта были все наперечёт, без сюрпризов, и было их очень немного. Показательно, что хранили их не в альбомах (как то было первоначально с рекламными карточками), и даже не в развёрнутом виде - нет, их складывали втрое вдоль и загибали концы один в другой, как аптечные упаковки порошков. И затем этими пакетиками - играли. В фантики играть это называлось (а я школьницей, у Толстого или там Достоевского впервые встретив упоминание об игре в фанты, удивлялась, как могли эти старорежимные баре, да ещё и взрослые, заниматься такой убогой хренью?). Игра состояла в хлопанье ладонью по выставленным на кон своим и чужим фантикам - они на мгновение приставали к ладони и подпрыгивали, если при этом переворачивались - то считались выигранными, переходили в собственность удачливого хлопальщика. Были мастера этой игры, всё свободное время отбивавшие ладони о школьные подоконники. Но как долго держалась эта мода, я не знаю, если у кого-то есть данные по 80-м годам и далее, играли ли? в каком возрасте? какие были правила? - вэлкам в каменты.
А я вам за это коммерческих карточек из моего собрания.
Первая была из парижского прославленного универмага Ла Самаритэн,
эти из Дижона, из обувной лавки,
вот оборотная их сторона -
лавка занимала два дома по улице Боссюэ, и весь ихний товар был "абсолютно гарантированным, вследствие чего башмак, имеющий какой-то порокъ, будет починен даром и даже заменён, в некоторых случаях".
Кысо с человеческим лицом.
Эта мне напомнила почему-то "Жабу" Виктора Гюго - не исключено, что она и была источником вдохновения, во всяком случае, художник просто не мог не знать этого стихотворенья.
Демографическая пропаганда. Пропорции детей разных возрастов заслуживают самого горячего одобрения от богословов иконы, как, впрочем, и строгая каноничность (исполнение по определённым правилам) черт лица.
А вы разве не так стираете бельё?
А это мы, художники.
На пленэре.
Ноги у мольберта просто выдающиеся, Флоренский бы полакомился.
А эти из Камбрэ, торговля «Туземным Цикорием»,
сюжет серии узнали все, да?
А это опять Дижон, только более древние, 80-е.
Бельевая лавка «На вогезских фабриках», приданые и пелёнки, и мерные иконки сорочки по мерке.
Кстати, нижняя строка сообщает нам о хромолитографической издательской ассоциации Париж-Лондон-Вена. Это очень правильная ассоциация, я считаю.
Детские игры. Болезнь куклы.
В той же гостиной - театр Гиньоль.
Снова чудесные игры перспективы, коврик, колени девочки - прелесть.
А это та же бельевая лавка, но другая серия,
надо полагать, времена года, у меня образовались Лето, Осень и Зима.
Весны нет, и это большая потеря, иконки несказанно хороши, безупречно каноничны.
...Шоколадных у меня тоже есть, но не сегодня (пятница и пост).