Тут ещё философский вопрос: надо ли художнику подражать природе? Если не надо, то почему и в чем же тогда смысл искусства, а если надо, то как это делается по-человечески?
Человек подражает человеку. И предмет искусства тоже человек, его судьба. А не его анатомия. И о судьбах людей можно рассказать, даже заменив их животными, как бывает в сказках. Или заменив их овощами и фруктами, как в книжке про Чипполино. И читателю или зрителю это будет понятно и интересно.
Как можно подражать природе или даже копировать её? Мы же не можем создать копию дерева или камня. В природе все или течёт, или растёт, или разрушается.
А искусство создаёт относительно устойчивые формы. Кстати, и наука тоже. Но науку судьба не интересует, она занимается не субъектом, а объектом, то есть природой, но тоже не копирует её, а исследует и приспосабливает к нуждам производства. А иногда и к нуждам искусства.
Хотелось бы все-таки отделять человека от природы, насколько это возможно :)) Иначе получается странная философия: природа на природе едет и природой погоняет. И странное искусство, вроде Олега Кулика,, подражающего собаке.
И вот взять, к примеру, портрет какого-нибудь короля в дворцовой интерьере. Где там природа? Пострижен, побрить, наряжен, украшен, воспитан, питается специально приготовленное пищей. Но и дикари в джунглях - примерно такие же искусственные создания
В природе и на самом деле нет ни картин, ни текстов, ни музыки. Подражать там нечему. А отдельные природные формы, из который всё это собирается, - всего лишь сырьё, которое ещё перерабатывать надо.
Ну мало ли чего бы нам хотелось. Принадлежность человека к Творению, к тварному миру, в обиходе называемому природою, - не только в том странного ничего нет, но вся европейская (христианская) традиция на том стоит.
Reply
Подражать - не значит копировать.
Reply
Как можно подражать природе или даже копировать её? Мы же не можем создать копию дерева или камня. В природе все или течёт, или растёт, или разрушается.
А искусство создаёт относительно устойчивые формы. Кстати, и наука тоже. Но науку судьба не интересует, она занимается не субъектом, а объектом, то есть природой, но тоже не копирует её, а исследует и приспосабливает к нуждам производства. А иногда и к нуждам искусства.
Reply
Подражать природе, повторю ещё раз, - не значит её копировать.
а новых (которым нет никаких аналогов в природе) форм создать невозможно.
Reply
И вот взять, к примеру, портрет какого-нибудь короля в дворцовой интерьере. Где там природа? Пострижен, побрить, наряжен, украшен, воспитан, питается специально приготовленное пищей. Но и дикари в джунглях - примерно такие же искусственные создания
В природе и на самом деле нет ни картин, ни текстов, ни музыки. Подражать там нечему. А отдельные природные формы, из который всё это собирается, - всего лишь сырьё, которое ещё перерабатывать надо.
Reply
Reply
Leave a comment