игра в триады

Jul 25, 2022 14:32

Послушав очень, очень утешительное интервью с нежно любимым русским писателем (утешительное даже несмотря на все усилия красавицы ведущей, как ломовая лошадь продавливавшей свою тупенькую выдумку "а давайте мы тут устроим чорнобелую вечеринку", а также заодно вставлю здесь резкое осуждение самой идеи пускать интервьюерку на экран в минуты долгие минуты, когда он (она) молчит, принимая различные позы в уголке), -

image Click to view



- обратила самое благосклонное внимание на идею, на пятнадцатой минуте, выразить национальный характер чрез условно-показательную триаду позитивных качеств. Того, к чему нация стремится и что она больше всего ценит.

У Григория Шалвовича получилось так:

Англичане: свобода, достоинство, честная игра.

Французы: свобода, l' esprit (он долго ищет русского эквивалента и не находит, кое-как останавливается на возвышенности духа, а я бы сказала - тоже русское слово, извините - пафос), красота.

Японцы: долг, сэйдзицу (опять ищет отсутствующий эквивалент и останавливается на искренности-неподдельности), красота.

Русские: правда, сострадание, широта.

Тут что занятно.
1) У первых трёх наций указанные качества суть не только то, к чему оне стремятся и ценят, но и то, чего оне достигли. Настолько, что это отчётливо видно со стороны - да, не только ценят и стремятся, но и в значительной мере достигли. Спроси у первого встречного японца или неяпонца - как соотносится японский менталитет с триадой «долг, искренность, красота»? - как-как, да это синонимы. Спроси англичанина, грека или американца про как соотносится французский менталитет с триадой «свобода, пафос, красота» - да то же самое, триада эта и есть воплощение положительной стороны ихнего менталитета.
2)У первых трёх наций качества из списка относятся либо к этике, либо к эстетике, либо к тому и другому разом (как французское эспри и японское сэйдзицу).

У русских же к этической области относятся лишь первые два из триады предложенных Г.Ш., а третье - это, прошу прощения, вообще не о качестве. Это только о количестве.
А первые два - ну да, мы к ним стремимся. Мы их несомненно ценим. Но вот беда, - это стремление и эта валоризация существуют скорее в виде модели «а вшивый о бане». Спроси постороннего, описывается ли для него русский менталитет триадою «правда, сострадание, широта» - ага, щас. Вот широта-то да, имеет место, но она ведь не качество хотя и достигли, да.

В связи с чем вспомню ещё раз столь любимый мною афоризм  Владимира Вейдле, там, правда, про культуру, а не про менталитет, но это просто потому, что во времена Вейдле слово «менталитет» ещё не было русским. Там, кстати, каменты (раскрытые из скрытых изначально) являют независимое и практически единогласное мнение по поводу того, какое качество, положительное и достигнутое, должно бы возглавлять нашу национальную триаду.

параблагочестивые размышления, русские классики, практическая эфика

Previous post Next post
Up