о дикарском стыде

Jun 25, 2022 21:38

Так-то фильма «Саамская кровь» несколько занудная, как оно и бывает почти всегда с «основанным на реальных событиях», но я таки посмотрела из любопытства к экзотической народности и обстоятельствам расовой сегрегации ея в непростые 30-е.

Там, впрочем, есть пронзительный эпизод, удачный и по замыслу и по игре, стоит смотреть из-за него одного.
спойлер )

прошлый век, шевелющие мужчины на белой простыне, фканоне

Leave a comment

caldeye June 25 2022, 22:01:51 UTC
Вот поэтому-то я и не смотрю кино, в жизни подобных переживаний хватает на три жизни, и ещё сопереживать дополнительно придуманному киношному стыду - нет, pasib.
Это всё приятно пощипывает, когда вы сами гарантированно принадлежите к тому самому большинству и вас не в чем разоблачать, а когда вы хорошо ощущаете ситуацию изнутри - это просто невыносимо тошно, и всё.

оффтоп - у меня, как у всех потомков автохтонных низкорослых северян, есть приличный процент саамской крови, я, например, не белой расы, и некоторые особо внимательные это замечают (при в остальном европейских чертах лица это иногда даже принимали за желтуху).
Йойга была и у карел - но их тотально споили и обрусили задолго до распространения магнитофонов, и если тексты импровизаций ещё где-то записаны, то вот это самое нутряное волшебство не знающего границ голоса - исчезло безвозвратно. Это ещё один момент личной вины от личного бессилия - я ничего не могу сделать, чтобы вытащить это с того света.

Reply

mmekourdukova June 25 2022, 23:57:04 UTC
Тю. Я бы не сказала, что я (русская в Европах) вот так прям совсем не ощущаю вот эту самую ситуацию изнутри. В особенности занимаясь таким русским промыслом, как иконописание.

? если карельская йойга исчезла, откуда известно, что она не такая, как саамская (т.е. почему нельзя считать, что она сохранилась в качестве сей последней)?

Reply

caldeye June 26 2022, 01:34:08 UTC
Языки всё же сильно различаются - соответственно, ритмические структуры совершенно иные.
Вот как разница между французским стихосложением, с его обжёванными галлами короткими словами без флективных окончаний - и стихами на полногласной древней латыни с краткими и долгими.
Или православным пением на онъ и на речь.
Это самые общие соображения, а есть ведь свидетельства людей из недавнего девятнадцатого века, которые, хотя и не имели диктофонов, застали живьём и могли сравнивать то и другое.

Reply

mmekourdukova June 26 2022, 09:09:35 UTC
Тогда есчо - если йойк есть, как нам сообщают источники, пение без правил и свободная (вне-школьная) экспрессия, то теоретически его можно в любой момент не только возродить на карельском, но и вновь завести на любом языке?

Reply

caldeye June 26 2022, 10:36:33 UTC
Ну, "без правил" - это довольно сильная натяжка.
Вот есть, например, "бои без правил", но общее число методов разбить противнику хлеблО естественно ограничено, и наиболее яркие и выигрышные из них практикующим хорошо известны, и будут применены на ринге с той или иной вероятностью.
Так и тут - есть (были) специфические, выработанные этой культурой приёмы обращения с вокалом, производящие эффект (набор, похоже, у саамов был богаче, чем у карел, при всех пересечениях), в поэтических импровизациях предпочитались определённые ритмические формы и т.д. Это не чисто поле, а окультуренный ландшафт.
Вот рэп, например, может существовать на любом языке (интересно, читает ли хоть кто-нибудь из российских рэперов, поголовно кавказцев, что-нибудь для разнообразия на родном табасаранском или там арчинском). Теоретически это относится и к йойку.

Reply

mmekourdukova June 26 2022, 10:42:23 UTC
Тот факт, что российские рэперы поголовно кавказцы, для меня является новостью. Скорее приятной.

А мог ли существовать рэп на русском языке 19 в.? А на французском 17-18 вв.?

И можно ли, всамделе, считать его йойком постхристианской эпохи?

Reply

caldeye June 26 2022, 11:45:28 UTC
Неоднократно встречал утверждение, что русские частушки - это такой рэп (не комментирую). Про французов по невежеству своему не знаю ничего.
Так-то у рэпа довольно жёсткие и ууузенькие ритмические и мелодические рамочки, как раз никакого цирка голосом он не предполагает, любой крутой пацык в голде и на модных веществах вообще без голоса и слуха (и даже поэтического дара, если тексты чужие) может его читать, а мелодический припев взять откуда угодно или заставить бабу свою спеть, все так делают.
Уж вам решать, одно ли и то же за-человеческое, невозможное, неуловимое, невоспроизводимое второй раз подряд - и общечеловеческое, нарочито демократичное, доступное всем и каждому и из каждого утюга.

Reply

mmekourdukova June 26 2022, 14:38:43 UTC
Я-то ничего про рэп не знаю, совсем. Я его физически не могу слушать, ни ноты и ни слова, потому и спрашиваю.

Reply

russ_dilettante June 26 2022, 14:48:10 UTC
Раешный стих (акцентный) похож на рэп, частушки - нет.

Reply

caldeye June 26 2022, 12:00:54 UTC
возвращаясь к бедной девочке - всё же у родившихся и выросших в русской культуре есть некоторый выбор между различными медведями-с-балалайками, можно играть этого, а можно другого, а можно и вовсе без медведя, и никто ничего не скажет вслух, только громкоподумает, всё ж общность большая, имперская, вымирать пока не собирающаяся, напротив, готовая хоть сейчас на лондОн и фашингтон. И ваш специфический промысел - тоже ваш свободный выбор сильного человека, я бы, думаю, не смог бы медведЯ плясать, что угодно, лишь бы не напоминало дополнительно о яранге-пятистенке. И без того что ни добрые самаритяне, так сразу "ой, удивительно, как вы хорошо говорите по-английски для русской обезьяны, обычно ваших макак и понять-то невозможно".

Reply

мой специфический промысел mmekourdukova June 26 2022, 14:50:21 UTC
С тем, что я-де медведЯ пляшу, несколько сложнее. К тому времени, когда я перебралась в Бельгию, я уже примерно понимала про место русской средневековой живописи в мировом христианском искусстве, но для меня сюрпризом оказалось, скажем так, двойственное, если не тройственное, отношение местных к медвежьим танцам. Рюсская икона - это шыкарный дорогостоящий экзот, каждый образованный чел должен это дело ценить. Но при этом представители этой ремесленной школы - вне всякого сомнения недочеловеки и не художники, они адепты экзотных восточных духовных практик, занятные не то мартышки, не то марсиане, язык их хорош именно нем, что непонятен.
А если они человеки и художники - то их продукт уже не есть настоящая рюсская икона, вот такой заколдованный круг.

Reply

caldeye June 26 2022, 17:55:33 UTC
Ниже в треде же как раз об этом - разве это йойк, если исполнитель вонючего чума не нюхала?

Reply


Leave a comment

Up