Так-то фильма «Саамская кровь» несколько занудная, как оно и бывает почти всегда с «основанным на реальных событиях», но я таки посмотрела из любопытства к экзотической народности и обстоятельствам расовой сегрегации ея в непростые 30-е.
Там, впрочем, есть пронзительный эпизод, удачный и по замыслу и по игре, стоит смотреть из-за него одного.
(
спойлер )
Это всё приятно пощипывает, когда вы сами гарантированно принадлежите к тому самому большинству и вас не в чем разоблачать, а когда вы хорошо ощущаете ситуацию изнутри - это просто невыносимо тошно, и всё.
оффтоп - у меня, как у всех потомков автохтонных низкорослых северян, есть приличный процент саамской крови, я, например, не белой расы, и некоторые особо внимательные это замечают (при в остальном европейских чертах лица это иногда даже принимали за желтуху).
Йойга была и у карел - но их тотально споили и обрусили задолго до распространения магнитофонов, и если тексты импровизаций ещё где-то записаны, то вот это самое нутряное волшебство не знающего границ голоса - исчезло безвозвратно. Это ещё один момент личной вины от личного бессилия - я ничего не могу сделать, чтобы вытащить это с того света.
Reply
? если карельская йойга исчезла, откуда известно, что она не такая, как саамская (т.е. почему нельзя считать, что она сохранилась в качестве сей последней)?
Reply
Вот как разница между французским стихосложением, с его обжёванными галлами короткими словами без флективных окончаний - и стихами на полногласной древней латыни с краткими и долгими.
Или православным пением на онъ и на речь.
Это самые общие соображения, а есть ведь свидетельства людей из недавнего девятнадцатого века, которые, хотя и не имели диктофонов, застали живьём и могли сравнивать то и другое.
Reply
Reply
Вот есть, например, "бои без правил", но общее число методов разбить противнику хлеблО естественно ограничено, и наиболее яркие и выигрышные из них практикующим хорошо известны, и будут применены на ринге с той или иной вероятностью.
Так и тут - есть (были) специфические, выработанные этой культурой приёмы обращения с вокалом, производящие эффект (набор, похоже, у саамов был богаче, чем у карел, при всех пересечениях), в поэтических импровизациях предпочитались определённые ритмические формы и т.д. Это не чисто поле, а окультуренный ландшафт.
Вот рэп, например, может существовать на любом языке (интересно, читает ли хоть кто-нибудь из российских рэперов, поголовно кавказцев, что-нибудь для разнообразия на родном табасаранском или там арчинском). Теоретически это относится и к йойку.
Reply
А мог ли существовать рэп на русском языке 19 в.? А на французском 17-18 вв.?
И можно ли, всамделе, считать его йойком постхристианской эпохи?
Reply
Так-то у рэпа довольно жёсткие и ууузенькие ритмические и мелодические рамочки, как раз никакого цирка голосом он не предполагает, любой крутой пацык в голде и на модных веществах вообще без голоса и слуха (и даже поэтического дара, если тексты чужие) может его читать, а мелодический припев взять откуда угодно или заставить бабу свою спеть, все так делают.
Уж вам решать, одно ли и то же за-человеческое, невозможное, неуловимое, невоспроизводимое второй раз подряд - и общечеловеческое, нарочито демократичное, доступное всем и каждому и из каждого утюга.
Reply
Reply
Reply
Reply
А если они человеки и художники - то их продукт уже не есть настоящая рюсская икона, вот такой заколдованный круг.
Reply
Reply
Leave a comment