Об информационных фильтрах

Feb 11, 2022 17:47

Поднялась наконец на знакомство с длинным рОманом Семёна Подъячева, с «Мытарствами», 1903. Читалово это, разумеется, столь же сырое и размазанно-однообразно-неприятное, как и короткие его рассказики, но если зажмуриться и нос заткнуть, то можно  зато с натуры.

И удивительное оттуда вырисовалось наблюдение.
По всей видимости, в конце XIX - начале XX вв. в России имелось множество людей, наслышанных о государственных благотворительных институциях. Вернее, наслышанных об их существовании. Через сарафанное радио. Множество, ээ, честных-но-опустившихся людей узнавали друг от друга о существовании

1) работных домов, где даром можно получить кров, одёжу, корм и возможность приработка, и
2) бесплатных перевозок по чугунке обратно к месту жительства лузеров, неудачно попытавших счастья в столицах (сходство с нынешними кампаниями по репатриации русских поразительное, да).

Но при этом сарафанное радио хранило полное, дружное партизанское молчание о качестве этих благотворительных услуг населению. А качество это было таким, что польстившийся на казённую халяву в первые же часы вступления в ряды добровольных бенефициариев той халявы понимал, что вляпался хуже некуда. Да и окружающие громко удивлялись, вот лошара, своими ногами сюда пришёл. Положим, работный дом ещё куда ни шло, там альтернативою иногда была смерть под забором. Но бенефициарии-то бесплатных перевозок всегда имели альтернативы более светлые! А вляпывались и там, и там. А вошедший однажды в эту систему, хотя бы и добровольно, уже не мог свободно выйти, государственная халява уделывала всякого польстившегося на её прелести по полной программе.

И вот я не постигаю, каким образом информация «ты даром получишь кров, одёжу, корм и возможность приработка, НО всё это будет исключительно скверного качества и сопряжено с такими адскими унижениями, безобразиями, цинизмом, бестолочью и ущербом здоровью, что лучше уж (здоровее, гуманнее, веселее, душеполезнее, богаче валентностями и возможностями...) вести жизнь нищего-индивидуала»  - каким образом вторая часть информации, после «но», не была на слуху, и только первая широко распространялась? Почему информация «тебя даром довезут по чугунке и проводят пешком до твоего села, и будут по пути кормить и устраивать на ночлег, НО это будет путешествие столь медленное и столь мучительное нравственно и физически, что любой другой способ передвижения, даже пешком питаясь подаянием, будет рациональнее, здоровее и во всех отношениях удобнее» - почему, опять же, первая часть месседжа была на слуху, а вторая - секретной?

Это ведь не от рекламных агентов-вербовщиков исходило, а от самих же пользователей услугами. От этих вот, мм, честных-но-опустившихся.Что с ними было не так?

русские классики, прошлый век

Previous post Next post
Up