Какие потрясающие документы стиля (и духа) эпохи застоя обнаружились в
намеднишней подборке новогодних обложек «Мурзилки» за полвека, особенно потрясающие на фоне собранных там же 30-х, 40-х, 50-х и 60-х.
Кажется, три из них, если не все, принадлежат кистям В. Гошко, но это, ящетаю, не столько индивидуальное, сколько приметы времени.
Пропали лица - это, конечно, главный признак. Остались только затылки и маски. В прежние годы лицами (гуманными и выразительными) были даже морды зверей и маски, теперь и лица - там, где они ещё есть - превратились в маски, неподвижные условные личины с круглыми от ужаса или стоячими от тревоги глазами, личины африканских идолов или даже, чтоб ему пусто было, Маркашагалла, коза евонная тоже пришла под ёлку, белый череп с перпендикулярным зрачком пришёл к нам на праздник.
Преобладание формально-выразительного над изобразительностью, т.е. латентный абстракционизм - тоже знак времени глухого, печать маньеризма и декаданса.
И какое оно, это формально-выразительное? - оно тоже тревожное и мутное. Очертания объектов повсюду чуть смылены и чуть припухли, условные объёмы по шаблонам Малевича «справа цвет - слева белила» или «справа цвет - слева другой» выглядят мертво и вычурно. Повторяющиеся полоски, пальчато-червячные декоративные мотивы дробят объём и отвлекают от объектов изображения.
Зигзаг - излюбленная ритмическая фигура, и зигзаги эти всегда одного и того же типа - нарочито невыразительные, анемичные, жирненько-безвольные и нервные, всегда без истока и без вектора движения.
Цвет заглушенный, подразбеленный, намеренно нивелированный по тону. Тональные пятна часто не соответствуют очертаниям изображаемых объектов, главные ритмообразующие «актёры», т.е. формы, акцентированные тоном и цветом - как правило, неодушевлённые предметы второ- и третьестепенного смыслового ряда, или даже вовсе беспредметные формочки.
Этот салат накрошен очень искусно, спору нет, но это всего лишь салат.
Не хочется быть на этих праздниках и отождествлять себя с этими персонажами а надо. С этими судорожно и однообразно жестикулирующими и гомогенно кишащими детками, с этим одиноким как очень одинокий петух Дедом Морозом в уголке глухо-красной экзистенциальной дыры, взрывающейся крестами, пузырями, сперматозоидами и пентаграммами.
Как всё-таки я удачно успела родиться и пройти через мурзилочный возраст, ДО вот таких обложек.
О,
апдейт -
Скопировав себе эти картинки, я обнаружила, что автоматическая распознавалка не увидела там НИЧЕГО. Ни ёлки, ни детей, ни зверей, ничего не увидела.
Пикча контейнин текст, пикча контейнин текст, декорейтыд, фабрикъ. И это всё.